Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

14 января 2021 года для учащихся 8-11 классов прошли мероприятия информационно-образовательного проекта – «Школа Правового Просвещения» по теме «Профилактика конфликтов в молодежной среде»

Дата: 13 января 2021 в 16:37, Обновлено 15 января 2021 в 20:35
486 просмотров

«Школа правового просвещения: профилактика конфликтов в молодежной среде»

«Школа правового просвещения: профилактика конфликтов в молодежной среде»

Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликт (от латинского «столкновение противоположных интересов, стремлений, серьезных разногласий») –  острый спор, приводящий к борьбе.

Словарь

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Существуют основных типа конфликта:

  1. Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
  2. Межличностный конфликт (самый распространенный) – это конфликт между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.
  3. Конфликты между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
  4. Межгрупповой конфликт. Это тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими, неформальными и т.п. группами.

Конфликт – столкновение взаимоисключающих интересов

Люди в конфликтных ситуациях ведут себя по-разному. Выделяют следующие субъекты конфликта:

  1. оппоненты (участники конфликта)
  2. сочувствующие (одной из сторон)
  3. колеблющиеся
  4. отстраненные
  5. подстрекатели

Поведение оппонентов в ситуации конфликта:
1. игнорирование факта существования конфликта

  1. избегание разрешения конфликта
  2. сглаживание конфликта (временное урегулирование)
  3. подавление оппонента (самостоятельное либо с привлечением поддержки)
    5. подчинение оппоненту
  4. компромисс
  5. совместный поиск взаимоприемлемого решения (осуществляется в процессе
    переговоров, которые могут проходить с участием посредника)
    8. обращение к орбитру (при договоренности оппонентов о принятии решения
    орбитра)

Разумеется, варианты 8, 7, 6, 3 более предпочтительны, чем 5, 4, 2, 1.

Существуют люди, предрасположенные к конфликтам.
Люди, общение с которыми может привести к конфликту:
задевающие окружающих, но раздражающие, если задевают их; жалующиеся, но бездействующие; молчаливые; равнодушные; поддерживающие на словах, но не на деле; пессимисты; злопамятные; лгуны; лицемеры; эгоисты; мнительные; презирающие окружающих.

Предметами анализа конфликта являются:
1. суть конфликта

  1. непосредственные участники конфликта
  2. повод для возникновения конфликта
  3. причина возникновения конфликта
  4. интересы оппонентов в конфликте
  5. условия, при которых конфликт будет считаться разрешенным

Схема переговоров по разрешению конфликта:
1. идентичное понимание сути конфликта обоими оппонентами

  1. изложение обоими оппонентами условий, при которых конфликт будет считаться разрешенным / если условия взаимоприемлемы, конфликт разрешен, если условия неприемлемы одним или обоими оппонентами, необходимо совместно искать другое решение /

Вторичные выгоды конфликта заключаются в том, что с его помощью можно привлечь к себе внимание, получить сочувствие окружающих, оправдать свое агрессивное поведение, оправдать свою недостаточную успешность и др.

Классный час «Конструктивное разрешение конфликтов»

Цели:

-познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

-способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

-побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Развивающие – развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Воспитывающие – формировать доброжелательные отношения между одноклассниками.

 Форма проведения: час общения.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".

Организационный момент

Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

- Вам понравилась такая игра?

Уч-ся после выполнения задания расстроены.

- Почему?

- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

- очему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

- Можно было избежать конфликта? (можно)

- Как? (ответы уч-ся)

Сегодня я хочу поговорить с вами о причинах конфликтов и путях их решения. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

УЧЕНИКИ – Ссора, хлопанье дверью, драка, спор, слезы, крик, неприязнь и т.д.

Учитель – Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.

Конфликт- столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящих иногда к вооруженному столкновении. Столкновение, серьезное разногласие, спор.(Ожегов С.И.)

Беседа по теме.

Учитель  Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.

Учитель  А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?

Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

Учитель Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Дети:Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Учитель Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа. А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

Ответы детей:

Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.

Учитель  Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

Учитель- Давайте посмотрим как  схематически можно отразить нарастание конфликта(заранее подготовленные таблички с этапами конфликта)

6. РАЗРЫВ.

5. АГРЕССИЯ.

4. УНИЖЕНИЕ.

3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ.

2. НЕДОВОЛЬСТВО.

1. НЕСОГЛАСИЕ.

 -Немного поиграем. Игра-упражнение «собери рукопожатие».

Участникам предлагается в течение 30 секунд пожать руки как можно большему числу других участников, каждому партнеру руку можно пожимать лишь один раз. Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Цель: Разминка, сплочение группы.

Задание  в группах: обсуждение ситуаций.

 1.)Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?

  2)Два 7-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 7 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 7 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 7 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

- Что такое конфликт?

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

  3) Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

Учитель -Поговорим  о собственном поведении в конфликтной ситуации.

Проведем небольшое тестирование. Вам необходимо ответить на несколько вопросов используя следующие условия выставление баллов:

 Если подобным образом ведете себя

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 бал

 Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

1.Угрожаю или дерусь

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3.Ищу компромиссы.

4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.Избегаю противника.

6.Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

8.Иду на компромисс.

9.Сдаюсь

10.Меняю тему.

11.Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13.Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14.Предлагаю мир.

15.Пытаюсь обратить все в шутку.

На доске:

1

6

11

А

2

7

12

Б

3

8

13

В

4

9

14

Г

5

10

15

Д

Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

 А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

 Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение,  удовлетворили бы обе стороны.

 В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

 Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью  вы встаете на  точку зрения противника, отказываясь от своей.

 Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 Делаем выводы из тестирования.     Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Игра практикум.

Существуют разные способы выхода из конфликта.

      В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

Учитель Разделимся на группы.

Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

Ситуация №1

      Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

 Ситуация №2

    В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед  одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

 Ситуация №3

       На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Идет активное обсуждение ситуаций, в ходе которого необходимо найти конструктивный выход.

Вывод учителя (заранее подготовлены на доске или ватмане Правила)

Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию, но необходимо знать

   правила предупреждения конфликтов. Вот эти правила (вывешивается на доску плакат с этими правилами, ребята с ними знакомятся).

      НЕ ГОВОРИТЕ СРАЗУ СО ВЗВИНЧЕННЫМ, ВОЗБУЖДЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

      ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКАЗАТЬ О НЕПРЯТНОМ, ПОСТАРАЙТЕСЬ СОЗДАТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ, ОТМЕТЬТЕ ЗАСЛУГИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ХОРОШИЕ ДЕЛА.

      ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОСМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ ГЛАЗАМИ ОППОНЕНТА, ПОСТАРАЙТЕСЬ «ВСТАТЬ НА ЕГО МЕСТО».

      НЕ СКРЫВАЙТЕ ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ, ЧАЩЕ ВЫСКАЗЫВАЙТЕ ОДОБРЕНИЕ СВОИМ ТОВАРИЩАМ, НЕ СКУПИТЕСЬ НА ПОХВАЛУ.

      УМЕЙТЕ ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ МОЛЧАТЬ, КОГДА ВАС ЗАДЕВАЮТ В МЕЛКОЙ ССОРЕ, БУДЬТЕ ВЫШЕ МЕЛОЧНЫХ РАЗБОРОК.

Рефлексия:

К.Р. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о причинах конфликтов и путях их решения.

- Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.