Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Игромания и её последствия

Дата: 17 декабря 2013 в 20:33, Обновлено 23 сентября 2015 в 16:02

Компьютерная игромания

Развитие компьютерных технологий и внедрение в человеческую жизнь интернета не только существенно расширяет возможности общения на расстоянии, получения постоянно обновляющейся информации и возможности непрерывно оставаться в курсе событий, происходящих во всем мире, но и приводит к достаточно негативным последствиям. Одним из таких пагубных последствий является развитие компьютерной игромании.

Особенно пагубное влияние такое увлечение оказывает на детей и подростков. Их организмы находятся в процессе формирования, а, следовательно, требуют постоянной умственной и физической активности. Но компьютерные игры предлагают совсем другой расклад – постоянная физическая пассивность и ум человеком используется в достаточно узком спектре, что не позволяет ему развиваться и приобретать новые, необходимые знания.

Принято считать, что компьютерная игромания возникает в тех семьях, где родители относятся к своим обязанностям не достаточно ответственно и серьезно, в результате чего неокрепшие детские умы оказываются под влиянием существующей моды на досуг, проведенный в компании монитора и клавиатуры. Но большую роль здесь играет и общедоступность интернета, в особенности всевозможных сайтов с компьютерными играми. И зачастую компьютерные игры, привлекающие внимание детей и подростков, хранят в себе бесконечные элементы агрессии, насилия, кровопролития и убийств – все это формирует в юном человеке неверные ценности и представления о норме и морали, которые должны главенствовать в обществе.

Вред игромании такого вида очевиден. Ученые выделяют следующие наиболее типичные и общие последствия патологического увлечения виртуальными играми у детей:

  • нарушение необходимых процессов развития человеческого организма;
  • ограниченность духовного мира и мировоззрения;
  • интенсивное снижение зрения из-за постоянного смотрения в монитор;
  • по причине малоподвижности возникает сколиоз и развивается атрофия жизненно важных органов человека;
  • снижается социальная активность;
  • развивается агрессия;
  • проявляется искаженное восприятие окружающего мира и реального времени;
  • ожирение.

Безусловно, это далеко не полный список пагубных последствий детской игромании. На каждого ребенка игромания действует по-своему, в зависимости от особенностей человека, его имеющегося уровня физического и духовного развития.

Человек воспитывается на примерах. Поэтому невероятно важным является активная социальная жизнь ребенка, бесконечное общение и знакомство с новыми, интересными людьми. Игровая зависимость лишает ребенка возможности получить необходимый опыт социального взаимодействия для успешного существования в своей будущей взрослой жизни. Поэтому, если произошло упущение, и ребенок оказался под влиянием компьютерных игр, необходимо как можно скорее лишить его доступа к компьютеру и обратиться к профессиональным психологам. Только специалист сможет оказать необходимую помощь человеку, попавшему в такую ситуацию, и помочь ему продолжить жизнь с ориентирами на здоровое и активное существование в реальном мире.

ПАМЯТКА "Игромания"

Игромания и ее последствия

Пожалуй, каждый человек сразу подумает о зависимости от азартных или компьютерных игр услышав слово "игромания", и окажется, конечно, прав. Некоторые могут вспомнить популярный журнал про РС-игры "Игромания", но это уже из другой области. Поскольку компьютерная  журналистика в данном вопросе нас мало интересует, то сразу перейдем к сути рассматриваемого явления. 

Итак, игромания (она же лудомания, гемблинг, игровая зависимость) — это патологическая склонность к играм, которая заключается в частых повторных эпизодах участия в них и начинает доминировать в жизни человека, ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. В системе кодирования болезней МКБ-10 игромания имеет код F63.0. 
Примечательно, что спекулятивную торговлю на фондовом и валютном рынках многие также приравнивают к азартным играм, особенно в связи с ее доступностью благодаря сети Интернет. 

 

В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино, а также развитием компьютерных игр. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах XX столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счёт возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, количество «проблемных игроков» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчинённой этой страсти, — достигала 5 % населения 15 лет назад. С развитием интернета эта цифра существенно возросла. 

В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры — является ли игровая зависимость аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства. 

Основные признаки игромании 

Исследователи выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения: 

 

  • постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
  • изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
  • "потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
  • состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре; причем они по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
  • характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.
  • периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре;
  • быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну.


Рассуждая о психологических особенностях проблемных игроков, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов игры — от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O’Connor, Dickerson, 2003). Так австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных игроков: 

с нарушением поведения; 
эмоционально неустойчивые; 
антисоциальные игроки, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов. 

 

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин она принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4 % случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных игроков-мужчин и 70 игроков-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальная игровая зависимость; интенсивная игровая зависимость; проблемная игровая зависимость. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что игровой зависимости у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм. 

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для "игроков" типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы. 

Факторы, предрасполагающие к игровой зависимости 

Существуют определенные факторы, предрасполагающие к игровой зависимости. Среди них особо отметим: 
 

  • участие в играх родителей, знакомых;
  • стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.);
  • вещизм;
  • неправильное воспитание в семье;
  • переоценка значения материальных ценностей;
  • фиксированное внимание на финансовых возможностях;
  • зависть к более богатым родственникам и знакомым;
  • убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег;
  • принадлежность к этническому меньшинству;
  • отсутствие семейного статуса;
  • депрессия.


По мнению биологов из Университета Кентукки, у части животных существует некий базовый образец поведения или даже биологический механизм, который обуславливает появление игромании. Например, голуби предпочитают нерегулярную, но обильную пищу, несмотря на то, что небольшое количество регулярной пищи в целом на 50% больше случайных выигрышей. 

Основные стадии развития игровой зависимости 

1.Стадия выигрышей - представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм. 

2. Стадия проигрышей характеризуется часто игрой в одиночестве, хвастовством выигрышами, размышлениями только об игре. отмечаются затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть. 

3.Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя. 

Развитие фаз игромании 

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными игроками. 

 

Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей. 

Фаза "автоматических фантазий", когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Игроман проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов. 

Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками. 

Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в "телеграфном стиле" планирует способ реализации своего желания. Это "очень вероятный для выигрыша", по мнению игромана, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания. 

Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус игрока. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.). 

Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто игромана описывают это состояние как "транс", "становишься как зомби". Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл. 

Распространение и угроза игромании 

В связи с повсеместным распространением игровых автоматов, их маскировки под лотерейные аппараты, их отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная эпидемия игромании. Также свой вклад вносят и многочисленные онлайн-казино, которые не поддаются какому-либо контролю. Кроме этого серьезную игровую зависимость, порой с летальным исходом вызывают компьютерные игры, особенно онлайновые. Например известны такие вопиющие случаи. Например в Екатеринбурге после 12 часов, проведенных за компьютерной игрой в одном из местных клубов, 12-летний школьник был в бессознательном состоянии доставлен в больницу, где умер от инсульта. Врачи убеждены, что причиной трагедии стало чрезмерное увлечение мальчика виртуальными сражениями с монстрами. Подобные случаи далеко не редкость. Люди теряют время, деньги, рассудок и даже жизни из-за все более набирающей обороты болезни под названием "игромания". 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.