Прием на работу иностранца – на сегодняшний день это случай не редкостный. При этом для приема на работу иностранного работника нанимателю необходимо соблюсти некоторые процедуры, о которых речь не идет при приеме на работу граждан Республики Беларусь. Рассмотрим тонкости и нюансы, которые необходимо знать нанимателю в таких случаях.
Принимаем на работу иностранца
Кадровые вопросы
Процедура трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, — иностранцы) имеет свою специфику. Рассмотрим особенности, связанные с оформлением на работу таких лиц.
Какие бывают категории иностранцев
В зависимости от правового положения иностранцев можно разделить:
— на постоянно проживающих — получивших разрешение на постоянное проживание и вид на жительство <1>.
На заметку
Иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, вправе работать наравне с гражданами Беларуси с учетом установленных законодательством ограничений (например, они не могут быть госслужащими <2>);
— трудящихся-иммигрантов — не имеющих разрешения на постоянное проживание в Беларуси, въехавших для работы по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо уже работающих на территории нашей страны <3>. К таким лицам относятся временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь иностранцы <4>.
Обратите внимание!
В статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся трудоустройства трудящихся-иммигрантов.
Иностранец с высокой квалификацией
К особой категории трудящихся-иммигрантов относятся высококвалифицированные работники <5>. Для них по сравнению с иными трудоустраивающимися иностранцами предусмотрены более благоприятные условия для привлечения на работу в Беларуси. Например, специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее — спецразрешение) <6> им выдается не на один, а на два года. Исходя из определения высококвалифицированный иностранец должен одновременно соответствовать следующим критериям <7>:
— обладать высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании.
Документ об образовании, выданный на территории иностранного государства, нужно легализовать, то есть получить подтверждение соответствия. Для этого необходимо обратиться в ГУО «Республиканский институт высшей школы» (РИВШ) в установленном законодательством порядке и получить свидетельство о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь <8>. Срок рассмотрения заявления, как правило, не превышает одного месяца. Размер платы за осуществление указанной процедуры составляет 0,1 базовой величины (БВ) <9>. В настоящее время плата составит 2,3 руб. <10>
Не понадобится легализовать документ об образовании, если между Республикой Беларусь и государством, в котором такой документ был выдан, заключено международное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, выдаваемых на территории Беларуси и иностранных государств. В частности, без легализации признаются документы об образовании, выданные в Украине, Грузии, Казахстане, Молдове, России и т.д. <11>
Обратите внимание!
При устройстве на работу высококвалифицированный работник из такого государства должен будет представить перевод документа об образовании на один из государственных языков Беларуси <12>. Такой перевод заверяется в порядке, установленном на территории государства выезда иностранца;
— иметь стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Подтверждать трудовой стаж эта категория работников может любыми разрешенными документами. Ими могут быть:
трудовая книжка;
заверенные в установленном порядке трудовые или гражданско-правовые договоры и др.
На заметку
Желательно перевести такие документы на один из государственных языков Республики Беларусь (русский или белорусский), а перевод заверить;
— в трудовом договоре должна быть указана месячная заработная плата в размере не менее 15-кратной величины месячной минимальной заработной платы (МЗП), установленной в Республике Беларусь. В таком размере зарплата должна быть установлена на весь период работы на территории нашей страны.
Пример
Трудовой договор с высококвалифицированным иностранцем заключен 01.06.2017. Размер МЗП на эту дату составляет 265 руб. Следовательно, месячная заработная плата не должна быть менее 3975 руб.
Если размер МЗП увеличится, размер оплаты труда, указанный в трудовом договоре с высококвалифицированным работником, надо будет пересмотреть.
Кто может принять иностранцев на работу
Привлечь к работе трудящихся-иммигрантов могут наниматели Республики Беларусь, к которым относятся <13>:
— юридические лица;
— индивидуальные предприниматели (ИП).
Для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем десять человек, наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (ч. 1 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о миграции).
При этом в числе лиц, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, не учитываются иностранцы, которые:
1) являются высококвалифицированными работниками.
Под высококвалифицированным работником понимается иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющее высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее пяти лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает пятнадцатикратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь (абз. 3 ст. 1 Закона о миграции).
На заметку: пятнадцатикратная величина месячной минимальной заработной платы с 01.01.2021 составляет 6000 руб. (15 х 400 руб.) (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2020 № 740 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы»);
2) привлекаются в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой этот иностранец участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).
Таким образом, нанимателю при приеме на работу иностранного гражданина необходимо уточнить, имеется ли у иностранца разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь. При наличии такого разрешения иностранцы имеют право заниматься трудовой деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. В ином случае необходимо руководствоваться нормами Закона о миграции.
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
Разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (далее – разрешение на привлечение иностранной рабочей силы) – это документ, подтверждающий право нанимателя Республики Беларусь привлекать иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам (абз. 9 ст. 1 Закона о миграции). Такое разрешение выдается Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (п. 2 Инструкции о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173 (далее – Инструкция № 173). Пунктом 16.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень административных процедур) определено, что для получения такого разрешения наниматель должен подать в Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь пакет документов, состоящий из:
1) заявления, согласно приложению 1 к Инструкции № 173;
2) копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или ИП;
3) для нерезидентов Республики Беларусь – легализованной выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее происхождения;
4) проекта трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, заверенного подписью руководителя. Содержание такого договора должно соответствовать требованиям Трудового кодекса Республики Беларусь;
5) гарантийного письма, подтверждающего возможность размещения иностранных граждан и лиц без гражданства. Форма и содержание такого письма законодательством не определена, поэтому наниматель самостоятельно определяет ее. Целесообразно указать адрес предоставляемого работнику помещения, период, на который это помещение предоставляется, а также должность и профессию, на которые будут приняты иностранные работники (образец письма см. в приложении 1);
6) документа, подтверждающего внесение платы, которая составляет 5 базовых величин (п. 23 приложения 21 к НК). Разрешение выдается бесплатно – для инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, а также подрядчиком или разработчиком проектной документации для реализации инвестиционного проекта после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 4.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).
Справочно: с 1 января 2020 г. базовая величина составляет 27 рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2019 № 861 «Об установлении размера базовой величины»).
После получения вышеперечисленного пакета документов Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь передает в Орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения (жительства) нанимателя запрос. После рассмотрения запроса последний выдает заключение о возможности привлечения иностранцев в семидневный срок со дня получения запроса Департамента по гражданству и миграции (п. 5 Инструкции о порядке и условиях выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.06.2016 № 30).
Разрешение на привлечение рабочей силы выдается в течение 15 рабочих дней с момента подачи нанимателем пакета документов сроком на 1 год (п. 16.9 Единого перечня административных процедур).
Нормативными документами предусмотрены особенности приема на работу граждан некоторых государств, частично упраздняющие общепринятый порядок для такой процедуры. Так, если для осуществления трудовой деятельности привлекаются граждане Украины, то наниматели Республики Беларусь:
- освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. При этом срок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь гражданам Украины не может превышать пяти рабочих дней, а срок предоставления заключения о возможности (невозможности) их привлечения – двух рабочих дней;
- вправе принимать граждан Украины на работу без прохождения установленной процедуры признания документов об образовании, выданных учреждениями образования, иными организациями Украины (п. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь»).
По истечении срока действия разрешения на привлечение рабочей силы, наниматель имеет право сроком на один год однократно его продлить (ч. 6 ст. 26 Закона о миграции), предоставив в Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь документы, перечисленные в п. 16.10 Единого перечня административных процедур, а именно:
1) заявление;
2) документ об оплате. Плата составляет 3 базовые величины (п. 24 приложение 21 к НК). Бесплатно – для инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, а также подрядчиком или разработчиком проектной документации для реализации инвестиционного проекта после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 4.1 Декрета № 10).
На заметку: Резиденты индустриального парка «Великий камень», совместная компания, участники строительства объектов данного парка, инвесторы индустриального парка освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу, продление срока действия разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (п. 56 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2017 № 166 (далее – Положение № 166).
В случае нуждаемости нанимателя в разрешении, он должен не пропустить сроки обращения за продлением. Так, для однократного продления срока действия разрешения наниматель Республики Беларусь либо его представитель обращается в Департамент по гражданству и миграции не позднее чем за 15 дней и не ранее чем за два месяца до истечения срока действия ранее выданного разрешения (п. 12 Инструкции № 173).
Если и далее возникает надобность в таком разрешении (после однократного его продления), наниматель имеет право обратиться за получением нового разрешения, предоставив опять весь обозначенный законодательством пакет документов в Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ч. 6 ст. 26 Закона о миграции).
Также законодательством определена категория нанимателей, которым не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
Так, для использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы резидентам Парка высоких технологий не требуется (ч. 2 п. 47 Декрета Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» (далее – Декрет № 12).
Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь
Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение) – это документ, подтверждающий право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь (абз. 10 ст. 1 Закона о миграции).
Пунктом 16.7 Единого перечня административных процедур определен перечень документов, которые наниматель для получения такого разрешения должен предоставить в подразделение по гражданству и миграции ГУВД Минского горисполкома или УВД облисполкома, а именно:
1) заявление о выдаче специального разрешения по форме согласно приложения 6 к Инструкции № 173. Для иностранца – высококвалифицированного работника определено заявление согласно приложению 7 к Инструкции № 173;
2) копию паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства либо международной организацией;
3) документы об образовании и стаже работы по специальности не менее пяти лет. Для высококвалифицированных работников – документы, подтверждающие наличие высокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков;
4) документ, подтверждающий внесение платы. Плата составляет 5 базовых величин (п. 21 приложения 21 к НК). Бесплатно – для инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта, а также подрядчиком или разработчиком проектной документации для реализации инвестиционного проекта после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 4.1 Декрета № 10).
Сроки выдачи специальных разрешений определены п. 16.7 Единого перечня административных процедур. Срок действия специального разрешения для высококвалифицированных работников – 2 года, для остальных работников – 1 год (п. 16.7 Единого перечня административных процедур).
Специальное разрешение выдается в отношении иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, при наличии заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь, выданного органом по труду, занятости и социальной защите, за исключением случая выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации (ч. 2 п. 16 Инструкции № 173). При этом наниматель обязан выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения (абз. 4 ч. 2 ст. 36 Закона о миграции). Данное требование распространяется и на работу по совместительству, а именно у каждого из нанимателей должно быть специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в отношении такого работника (ч. 5 ст. 29 Закона о миграции).
Законодательством предусмотрено однократное продление специального разрешения сроком на 1 год, для высококвалифицированных работников сроком на 2 года (ч. 7 ст. 29 Закона о миграции, п. 16.8 Единого перечня административных процедур). Для этого нанимателем предоставляются в подразделение по гражданству и миграции:
1) заявление;
2) копия документа для выезда за границу;
3) документ, подтверждающий внесение платы. Плата составляет 3 базовые величины. Бесплатно – для инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта, а также подрядчиком или разработчиком проектной документации для реализации инвестиционного проекта после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 4.1 Декрета № 10).
На заметку: Резиденты индустриального парка «Великий камень», совместная компания, участники строительства объектов данного парка, инвесторы индустриального парка освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу, продление срока действия специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентами и инвесторами индустриального парка, совместной компанией, участниками строительства объектов данного парка для строительства объектов этого парка, а также для реализации инвестиционных проектов в его границах (далее – иностранные граждане и лица без гражданства) (п. 56 Положения № 166).
Не требуется получение специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь:
1) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, заключивших трудовой договор (контракт) с резидентом Парка высоких технологий (ч. 1 п. 47 Декрета № 12);
2) работодателям государств – членов ЕАЭС в отношении работников – граждан ЕАЭС для трудоустройства у них (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе). В ЕАЭС входят: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Армения.
Пример. Директор ООО «ААА» собирается нанять 8 работников-иностранцев, которые не имеют разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. В этом случае наниматель не должен получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, но обязан получить в отношении каждого такого работника специальное разрешение на занятие трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
Частью 2 ст. 2 Закона о миграции поименованы иностранцы, в отношении которых в случае их трудоустройства не требуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и специальные разрешения. Это иностранцы:
- приглашенные в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;
- работающие в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь;
- аккредитованные в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;
- являющиеся руководителями представительств иностранных организаций;
- являющиеся священнослужителями, приглашенные религиозными объединениями, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью;
- получающие высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по получаемой специальности;
- и др.
Оформление иностранца на работу
Шаг 1. Предоставление нанимателю необходимых документов.
Статьей 26 ТК определен перечень документов, которые предъявляются при заключении трудового договора. При этом заключение трудового договора с иностранцем не является основанием для отступления от соблюдения нормы ст. 26 ТК. Итак, какие документы должен предоставить иностранный гражданин нанимателю при приеме на работу.
1) Документ, удостоверяющий личность.
Документом, удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документ для выезда за границу. Как правило, это действительный национальный паспорт иностранца (ст. 52 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Для беженцев – удостоверение беженца, для постоянно проживающих иностранцев – вид на жительство в Республике Беларусь (абз. 3, 4 п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»).
2) Трудовая книжка.
Данное требование не распространяется на совместителей и впервые поступающих на работу иностранцев. При этом лицу, впервые поступающему на работу, наниматель в присутствии работника не позднее семи календарных дней со дня приема на работу заполняет трудовую книжку (п. 8 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40). Данная норма распространяется и на работников иностранцев.
3) Документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы.
Поскольку на работу принимается иностранный гражданин, вероятнее всего образование он получал за границей, поэтому такому соискателю необходимо данный документ:
- легализовать. Иными словами, должны быть установлены и засвидетельствованы подлинность подписей на документе и его соответствие законам государства, на территории которого составлен документ;
- признать документ об образовании, выданном в иностранном государстве, и установить его эквивалентность (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь.
Признание иностранного документа об образовании осуществляется Министерством образования на основании поданного обладателем иностранного документа об образовании либо его уполномоченным представителем, имеющим нотариально заверенную доверенность, или юридическим лицом письменного заявления, составленного на одном из государственных языков Республики Беларусь, в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (далее – РИВШ) (ст. 102 Кодекса об образовании, п. 3 Положения о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 № 981). Вместе с заявлением подаются в РИВШ документы, определенные в п. 6.8 Единого перечня административных процедур. Плата составляет 0,1 базовую величину.
В случае положительного решения выдается свидетельство о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.
В некоторых случаях в легализации и (или) признании документа об образовании нет необходимости, поскольку это предусмотрено некоторыми международными договорами. Так не нужно легализовывать и признавать документ об образовании при трудоустройстве иностранца из России, Казахстана, Армении и Кыргызстана (п. 3 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
4) Медицинская справка.
Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья (ч. 1 ст. 27 Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»). Порядок проведения предварительных и периодических обязательных медосмотров работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и (или) на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медосмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74).
При приеме на работу наниматель обязан направить на предварительный осмотр:
- лиц моложе 18 лет (ч. 1 ст. 275 ТК);
- лиц, которые будут выполнять работы (п. 20 Инструкции № 74):
- во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции № 74;
- с воздействием факторов производственной среды, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции № 74, которые вызывают аллергические заболевания, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- с воздействием биологических факторов, указанных в подпунктах 2.4, 2.5 и 2.8 пункта 2 приложения 1 к Инструкции № 74, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- с воздействием физических факторов, указанных в подпунктах 4.1 и 4.6 пункта 4 приложения 1 к Инструкции № 74, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- с воздействием химических факторов (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции № 74, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;
- где есть необходимость в профессиональном отборе и указанных в графе 2 приложения 3 к Инструкции № 74.
По результатам предварительных медосмотров работающих выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) работающего к работе (п. 21 Инструкции № 74).
На основании изложенного медицинскую справку обязаны предоставлять иностранцы при приеме на работу по определенной профессии или для занятия определенной должности, для которых законодательством определено обязательное прохождение предварительных медицинских осмотров.
Также обращаем ваше внимание, что постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104 утвержден перечень категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу. Например, водитель автомобиля, водитель мототранспортных средств (при прохождении медицинского освидетельствования), водитель электро- и автотележки, водитель погрузчика, водитель трамвая, водитель троллейбуса, врач, фельдшер, медицинская сестра, санитар(ка) станций скорой и неотложной медицинской помощи, травматологических пунктов, больниц и поликлиник, хирургических и ожоговых стационарных отделений, отделений реанимации, онкологических диспансеров, бухгалтер и др.
5) Индивидуальная программа реабилитации (для инвалида).
6) Медицинская страховка.
Иностранные граждане, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, обязаны иметь договор обязательного медицинского страхования или договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой организацией на случай оказания им медицинскими учреждениями скорой медицинской помощи (п. 236 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее – Положения № 530). Данная норма не касается лиц, указанных в п. 237 Положения № 530. При этом для некоторых категорий иностранных граждан данная норма не является обязательной. Так, например, в соответствии со ст. 2 Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств – участников Содружества Независимых Государств от 27.03.1997 гражданам стран СНГ скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности оказывается беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями.
Таким образом, если на работу принимается иностранный гражданин (за исключением граждан СНГ), наниматель вправе требовать у такого соискателя договор обязательного медицинского страхования (страхового полиса).
7) Страховое свидетельство.
Работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя, являются плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (абз. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»). Если иностранец не работал в Республике Беларусь ранее, значит у него нет страхового свидетельства. Для его получения наниматель должен подать в орган Фонда социальной защиты населения Форму ПУ-1 (тип формы – регистрация) в течение 5 рабочих дней со дня принятия на работу иностранца (п. 14 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837).
Шаг 2. Предоставление нанимателю иностранным гражданином заявления о приеме на работу.
При предоставлении нанимателю необходимых для приема на работу иностранца документов соискатель пишет заявление о приеме на работу.
Шаг 3. Заключение трудового договора.
В трудовом договоре, заключаемом на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, помимо сведений и условий, предусмотренных ч. 2 ст. 19 ТК, также должны быть указаны:
- порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;
- условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта.
Срок трудового договора, заключаемого на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, не должен превышать срока действия специального разрешения (чч. 2, 3 ст. 32 Закона о миграции).
Трудовой договор подписывается двумя сторонами (нанимателем и иностранным гражданином). При этом также должна быть пронумерована и подписана сторонами каждая страница договора (ч. 1 ст. 18 ТК). Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у нанимателя (ст. 18 ТК).
Важно: Наниматель обязан зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения, а также изменения и (или) дополнения, касающиеся содержания и условий трудовых договоров, предусмотренных ч. 2 ст. 19 ТК и абз. 2–3 ч. 2 ст. 32 Закона о миграции, вносимые в указанный трудовой договор, в месячный срок со дня их внесения (абз. 6 ч. 2 ст. 36 Закона о миграции).
Шаг 4. Издание приказа.
После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись (ч. 4 ст. 25 ТК).
Шаг 5. Вносится запись о приеме на работу в трудовую книжку.
После выполнения шагов 1–4 наниматель вносит в трудовую книжку иностранца-работника запись о его приеме на работу.
Также хотелось бы отметить, что при осуществлении трудовой деятельности в Республике Беларусь трудящимся-иммигрантам гарантируется равное с гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, вознаграждение за труд равной ценности (ст. 33 Закона о миграции). Законодательством не установлены какие-либо особенности по составу оплаты труда для иностранных граждан, поэтому при рассмотрении вознаграждения за их труд может быть применена любая из систем, определенная законодательством Республики Беларусь.