Государственное учреждение образования
«Заречская средняя школа» Речицкого района
ПРОЕКТ
«ШКОЛА, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование |
Проект «Школа, содействующая укреплению здоровья» |
Цель |
Формирование у учащихся, родителей и педагогического коллектива устойчивой мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на них природных и социальных факторов окружающей среды |
Задачи |
Повышение уровня информированности учащихся о факторах, оказывающих негативное влияние на здоровье человека; формирование позитивного и ответственного отношения к своему здоровью у учащихся, их родителей и педагогов; обучение навыкам безопасного поведения; укрепление физического, психологического и нравственного здоровья учащихся |
Срок реализации 1 этапа проекта |
с ноября 2016 года, далее - постоянно |
Разработчики проекта |
ГУО «Заречская средняя школа» Речицкого района |
Участники проекта |
УЗ «Заречская амбулатория общей практики», педагогический коллектив ГУО «Заречская средняя школа» Речицкого района, учащиеся ГУО «Заречская средняя школа» Речицкого района, их законные представители |
Ожидаемые результаты |
Реализация проекта будет способствовать повышению уровня информированности учащихся о методах сохранения здоровья и формированию отношения к здоровью как важнейшей ценности, а также укреплению физического, психологического и нравственного здоровья учащихся, их родителей и педагогического коллектива |
Описание проблемы.
Состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников относятся неполноценное питание, гипокинезия школьников, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.
Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение рисковые (протестные) формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.
Основная задача школы – добиться максимально высокой успеваемости. Школа, эффективно содействующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной чем, например, обучение русскому языку и математике.
Школы, содействующие сохранению и укреплению здоровья, помогают учащимся овладевать общими и специальными знаниями, навыками понимания, анализа и синтеза информации, умениями находить варианты решений проблем местного и глобального масштаба.
В школах, содействующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные и социальные навыки и нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, которые способствуют повышению их академической успеваемости.
Школы, реализующие политику укрепления здоровья, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, способствуют формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Цель: формирование у учащихся, родителей и педагогического коллектива устойчивой мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на них природных и социальных факторов окружающей среды.
Основные задачи:
повышение уровня информированности учащихся о факторах, оказывающих негативное влияние на здоровье человека;
формирование позитивного и ответственного отношения к своему здоровью у учащихся, их родителей и педагогов;
обучение навыкам безопасного поведения;
укрепление физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
Сроки реализации: с ноября 2016 года, далее – постоянно
Механизм реализации проекта осуществляется через совершенствование информационного обеспечения, расширение взаимодействия участников, активное привлечение учащихся, родителей и педагогов к различным мероприятиям, направленным на формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Исполнители проекта: педагоги, медработники, учащиеся школы, их законные представители
Ожидаемые результаты: реализация проекта будет способствовать повышению уровня информированности учащихся о методах сохранения своего здоровья и формированию отношения к здоровью как важнейшей ценности, а также укреплению физического, психологического и нравственного здоровья учащихся, их родителей и педагогического коллектива.
План мероприятий государственного учреждения образования «Заречская средняя школа» Речицкого района в рамках проекта
«Школа, содействующая укреплению здоровья»
Наименование мероприятий
|
Срок исполнения |
Исполнители |
|
Организационные мероприятия |
|||
|
с ноября 2016 года далее - постоянно |
Администрация школы |
|
|
январь 2016 года, далее - постоянно |
Администрация школы |
|
|
1 раз в полугодие |
Заместитель директора по УВР Медработник |
|
Создание оптимальной внутришкольной среды и организации обучения |
|||
4. Изучить организацию учебного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями действующего законодательства РБ с целью минимизации развития неблагоприятных для здоровья последствий |
ноябрь |
Администрация школы |
|
5. Внедрить в практику работы системы менеджмента по организации учебного и воспитательного процесса, коррекции организации питания, физической активности учащихся |
Январь |
Заместитель директора по УВР |
|
Социально-психологический климат |
|||
6. Создать школьное самоуправление и обеспечить его эффективную работу по привлечению учащихся к укреплению здоровья и здоровья всего школьного сообщества |
На протяжении учебного года |
Заместитель директора по УВР |
|
7. Организовать консультирование учащихся, в том числе с использованием интерактивных технологии |
На протяжении учебного года |
педагог социальный |
|
8. Во взаимодействии с родительским комитетом проводить встречи за «круглым столом» по тематикам здорового образа жизни, в т.ч. профилактике «болезней поведения» |
На протяжении учебного года |
Заместитель директора по УВР, УЗ «Заречьенская ГПБ» |
|
Формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям |
|||
9. Включить в расписание внеклассных видов деятельности и во внешкольной работе занятия по тематикам здорового образа жизни, пропаганде гигиенических знаний |
На протяжении учебного года |
Классные руководители 1-11 классов |
|
10. Проводить массовые информационно-образовательные, спортивно-развлекательные мероприятия, приуроченные к Единым дням здоровья, Дням здоровья, спорта и туризма |
На протяжении учебного года (каждая вторая суббота месяца) |
Классные руководители 1-11 классов, заместитель директора по УВР, учитель физ.культуры и здоровья |
|
11. Оформить (обеспечить регулярное обновление) стенды, уголки здоровья наглядной агитацией по вопросам гигиены и охраны здоровья, формирования здорового образа жизни детей и подростков |
На протяжении учебного года |
Классные руководители 1 -11 классов, по УВР, учитель физ.культуры и здоровья |
|
12. Обучение в группах занятия по принципу «равный обучает равного» |
На протяжении учебного года |
Классные руководители 1 -11 классов |
|
13. Обеспечить обучение педагогических кадров в рамках постоянно действующего семинара по вопросам общественного здоровья и формирования здорового образа жизни |
На протяжении учебного года |
Заместитель директора по УВР |
|
14. Создать страничку «Школа, содействующая укреплению здоровья» на сайте учреждения и поддерживать ее в актуальном состоянии |
ноябрь 2016 года далее - постоянно |
Заместитель директора по УВР |
|
Связь школы с родителями и общественностью |
|||
15. Организация и проведение родительских лекториев, родительских собраний с освещением вопросов охраны здоровья учащихся |
На протяжении учебного года |
Классные руководители 1-11 классов, по УВР, УЗ «Заречская амбулатория общей практики» |
|
16. Организация и проведение «Дней здоровья, спорта и туризма для учителей» |
На протяжении учебного года |
Заместитель директора по по УВР, педагоги |
|
Медицинское обеспечение, показатели здоровья учащихся |
||
17. Мониторинг состояния здоровья учащихся |
На протяжении учебного года |
Медработник |
18. Профилактика снижения остроты зрения: - контролировать состояние оконных проёмов на наличие штор, жалюзи, комнатных цветов; - содержать источники искусственной освещённости в исправном состоянии; - своевременно менять неисправные электролампы; - контролировать соблюдение светового режима в классах в соответствии с осветительным календарём по астрономическому времени; - проводить рассаживание учащихся с учётом их антропометрических данных и медицинских показаний; - проводить физкультминутки с комплексом упражнений для глаз; - направлять школьников с впервые выявленным снижением остроты зрения на дообследование и лечение в поликлинику. |
Постоянно |
Администрация школы Медработник Классные руководители |
19. Профилактика нарушения осанки и других заболеваний опорно-двигательного аппарата: - проводить рассаживание учащихся с учётом их антропометрических данных; - осуществлять рассадку школьников с нарушениями осанки на среднем ряду по росту; - проводить физкультминутки по укреплению осанки; - проводить на уроках физкультуры корригирующую гимнастику для мышц спины и стоп; - направлять школьников с впервые выявленным сколиозом и нарушением осанки на дообследование и лечение в поликлинику; - использовать спортивную базу школы для организации оптимального двигательного режима школьников. |
Постоянно |
Классные руководители, медработник, учитель физ.культуры и здоровья |
20. Профилактика заболеваний органов пищеварения: - охватить максимальное количество учащихся горячим питанием; - осуществлять контроль за питанием учащихся, витаминизацией пищи, соблюдением санитарных правил на пищеблоке; - контроль за соблюдением сроков реализации готовой и сырой продукции, технологии приготовления пищи; - организовать диетическое питание нуждающимся ученикам, имеющим хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. |
Постоянно |
Администрация школы, Медработник |
21. Профилактика заболеваний щитовидной железы: - использовать йодированную соль для приготовления пищи. |
Постоянно |
повар |
22. Профилактика гельминтозов: - проводить инструктаж сотрудников пищеблока по профилактике гельминтозов; - организовать и провести целевое обследование учащихся на глистные заболевания в соответствии с графиком районного ЦГЭ |
Ежемесячно 3 квартал |
Медработник |
23. Профилактика заразных кожных заболеваний и головного педикулёза: - проводить осмотры учащихся на ЗКЗ и головной педикулёз |
Постоянно |
Медработник |
24. Профилактика инфекционных заболеваний: - контролировать выполнение санитарно-гигиенического режима в помещениях школы, на пищеблоке, школьном дворе; - контроль за санитарным содержанием пищеблока; - контролировать воздушно тепловой режим, водоснабжение в школы; - контроль за качеством проведения текущей уборки, санитарным содержанием учебных помещений, мест общего пользования; - контроль за соблюдением режима проветривания; - контроль за соблюдением санэпидрежима школы; - проводить карантинные мероприятия (при карантине); - контроль за проведение профилактической и текущей дезинфекции (при карантине); - контроль за наличием достаточного запаса дез.средств.; - выявлять и отстранять от занятий учащихся с подозрением на инфекционное заболевание; - проводить иммунопрофилактическую работу в соответствии с Национальным календарём прививок и нормативными документами МЗ РБ. |
Постоянно |
Администрация школы, Медработник, Заведующий хозяйством |
25. Профилактика эндокринных нарушений, в т.ч. избыточной массы тела: Диета, постепенное исключение из рациона высококалорийных блюд, поваренной соли, основы рациона должны составлять медленно усваиваемые углеводы, питание 4-5-тиразовое. Ограничение времени, проводимого за компьютером до 2-х часов в сутки, умеренная динамическая нагрузка 30-60 минут ежедневно |
Постоянно |
Медработник, Классные руководители |
Оценка эффективности
Эффективность проекта оценивается путем проведения:
социологического мониторинга поведенческих факторов риска учащихся;
изучения социально-психологического климата в школе;
анализ показателей физического развития школьников, заболеваемости учащихся, распределения по группам здоровья.