Профилактика самоубийств. Как разговаривать о проблеме суицида с подростком
Как НЕ следует говорить с подростком о проблеме суицида:
• Не начинайте давать определения: «Суицид», «Парасуицид» и т.д.
• Не рассказывайте о подробностях известных Вам случаев суицидов.
• Не приводите примеров, каким способом и в каких местах совершаются суициды.
• Не угрожайте подростку («даже не думай о суициде, а то я сама тебя придушу»).
• Не проявляйте навязчивый интерес - не спрашивайте каждый день подростка о наличии у него суицидальных мыслей и не просите его ежедневно предъявлять руки к осмотру.
• В том случае если подросток присутствует при разговоре о самоубийстве, избегайте искать виннового в суициде («довел муж, начальник, девушка»), признавать самоубийство разумным поступком («отмучился», «а куда ему деваться было»), или говорить о самоубийстве как о «сильном» поступке («не стал никого мучать», «решил проблему по мужски»).
Почему подростки совершают суициды?
Самоубийство среди подростков - проблема. Важно понимать что это не проблема подростков. Это проблема взрослых. Причина того, что подростки совершают суициды - равнодушие и бессердечность, находящихся рядом взрослых.
У подростков отсутствует полностью осознаваемый страх смерти, поэтому для них самоубийство это не тот поступок, после которого их существование в этом мире окончится.
Подростки импульсивны, поэтому стоит бережно относиться к их чувствам и избегать оскорбительных, унижающих и отвергающих фраз: «ничтожество», «лучше бы я тебя не рожала», «такая же тряпка как отец», «убирайся из моего дома», «стыдоба», «неудачник», «неблагодарный».
Подростки воспринимают суицид как возможность отомстить, заявить о себе, избежать страдания, возможность попасть в иной, более счастливый мир.
Как сделать, чтобы подросток никогда даже не думал о самоубийстве?
Ответ: никак.
Самая большая ошибка - отрицать саму возможность того, что это может коснуться Вас. Признайте саму возможность того, что в этом мире может произойти все что угодно и необходимо быть готовым ко всему.
Как показывает практика, если с подростком выстроены доверительные отношения, то в момент кризиса он придет за помощью к тому, кому доверяет. В идеале - это должен быть родитель. В крайнем случае - друг или преподаватель. Однако, в силу того, что зачастую общение в семье сводится к стандартной триаде вопросов: «Поел?», «Уроки сделал?», «Деньги есть?» ни о каком доверии между членами семьи не идет.
Разговаривайте с детьми, проводите больше времени вместе, обсуждайте проблемы, вместе их преодолевайте. Благодарите друг друга, говорите о том, что вы любите друг друга, прежде чем оскорбить, унизить или наказать - трижды подумайте.
Как следует говорить с подростком о проблеме суицида:
• Начните разговор о том, что интересно подростку (если не знаете, что актуально для него в этот момент, начните с чего-то нейтрального: смешной истории, рассказа о фильме, сериале или книге).
• Доверительным тоном расскажите подростку историю о том, как Вы преодолели один из своих подростковых кризисов (конфликт с родителями, учителями, сверстниками, неудачную влюбленность, материальные проблемы).
• Приведите краткий пример о том, как Ваш друг или знакомый в аналогичной ситуации из п. 2. говорил Вам о том, что ему было плохо, он не хотел жить, но Вы помогли ему, «открыли глаза» на то, что жизнь прекрасна и впереди бесконечное число возможностей.
• Убедите подростка в том, что он может обращаться к Вам с любыми проблемами и это останется между Вами.
«Телефон Доверия»
- служба экстренной анонимной психологической помощи по телефону.31-51-61
Республиканская «Детская телефонная линия»8-801-100-1611
</center>
Если вы находитесь в трудной жизненной ситуации, не видите выхода из нее, считаете что жизнь окончена, не знаете куда обратиться за помощью - звоните. Режим работы: круглосуточно, без выходных, перерывов.
Центр, дружественный подросткам, «Подросток» Государственное учреждение здравоохранения «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника» г. Гомель, ул. Мазурова, д. 10В, каб. 208, Пн.-Пт. с 8.00 до 16.30 тел. + 375 232 310886, + 375 232 310887, + 375 44 7677827
Центр здоровья молодёжи «Юность» Филиал №3 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская поликлиника» г. Гомель, ул.Быховская, 108 тел. 8(0232) 40-18-98
Профилактика самоубийств
Методическое пособие для родителей, педагогов и психологов: Как разговаривать о проблеме суицида с подростком»
Организационно-методический отдел учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница»
Мы [В]контакте
г. Гомель, ул. Добрушская 1
Всё про детские и подростковые суициды здесь ►
Памятка родителям по профилактике суицида
Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
1) утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
2) пренебрежение собственным видом, неряшливость;
3) появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
4) резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
5) внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
6) плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
7) склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
8) проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
9) безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
10) стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
11) самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
12) шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Памятка родителям по профилактике суицида
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
- будьте терпеливы;
- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
- не анализируйте!
Советы родителям подростков
Старайтесь быть в курсе не только того, что говорит ваш ребенок, но и того, что он делает. Знайте все о его времяпрепровождении, не путайтесь в именах, фамилиях и роде занятий его друзей. Контролируйте домашний интернет. Периодически заглядывайте на страничку вашего ребенка в социальных сетях. Часто именно там могут быть оставлены записи и намеки, которые должны вас насторожить и заставить провести беседу с сыном или дочерью, вовремя протянуть им руку помощи. Не допускайте, чтобы после школы ваш ребенок все свободное время проводил за компьютером. Мало того что это вредно для здоровья, так еще бывает и опасно для жизни. Приобретайте тур выходного дня для всей семьи, чаще отправляйте подростка на какие-нибудь интересные курсы, следите за тем, чтобы он больше общался со сверстниками, чаще бывал в социуме. Разговаривайте по душам. Вспоминайте забавные и поучительные случаи из своего отрочества. На самом деле история циклична: ваше поколение тоже переживало в свое время гормональный взрыв и эмоциональную неуравновешенность. Ребенку полезно знать, как это происходило тогда. Возможно, из этих бесед он вынесет для себя что-то важное и жизнеутверждающее. Интересуйтесь внутренним миром сына или дочери. Часто родители, стремясь построить доверительные отношения с ребенком, не замечают, что в итоге они получаются исключительно декоративными, то есть благополучными только внешне. Ребенок соблюдает предложенные ему правила игры: он вежлив, хорошо учится, помогает по хозяйству. Родителям кажется, что они держат ситуацию под контролем. На самом деле в таких отношениях нет глубины.
Читать статью полностью на портале «СБ»: http://www.sb.by/ng/obshchestvo-6/article/tochka-v-nachale-zhizni.html
Какие признаки поведения подростка могут насторожить родителя?
- Устойчивые фантазии о смерти (например, странные рисунки или записки с упоминанием слов «суицид», «самоубийство»), невербальные «знаки», мысли, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве (фразы о нежелании продолжать жизнь вроде «я предпочел бы быть мертвым», за которыми подсознательно могут прятаться посылы «я собираюсь убить себя»), сожаления о том, что «еще жив».
- Состояние подавленности, апатии, желание уединения или раздражительность.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда здоровью или жизни.
- Резкое изменение поведения (ребенок стал неряшливым, не хочет говорить с близкими, стал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к любимым занятиям, отдаляется от друзей, портится поведение в школе; необъяснимые и часто повторяющиеся исчезновения из дома или прогулы в школе).
- Проявления чувства вины, тяжелого стыда, обиды, сильного страха.
- Высокий уровень безнадежности в высказываниях, ощущения одиночества (в форме фраз вроде «мне никто не поможет», «бессмысленно с кем-то разговаривать»).
- Заметная импульсивность в поведении, беспокойство, ажитация на фоне дезадаптации (утраты умения приспосабливаться к условиям социальной среды), нарушенных межличностных связей.
- Факт недавнего или текущего кризиса (при этом может наблюдаться необычное снижение активности — например, успеваемости в школе; неспособность к волевым усилиям) или факт недавней утраты.
- Эмоционально-когнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты.
- Выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»).
- Отсутствие социально-психологической поддержки (не принимающее окружение).
- Нежелание подростка принимать медицинскую помощь (недоступность терапевтическим вмешательствам).
Если вы увидели хотя бы один из признаков — это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему ребенку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Вы всегда можете обратиться к специалисту самостоятельно или с ребенком.
Памятка для родителей
- расспросите ребенка о его виртуальных друзьях;
- заходите в интернет вместе с ребенком. Объясняйте, что и как там устроено, побуждайте ребенка делиться своими впечатлениями, спрашивать совета;
- попросите ребенка рассказывать вам о любых неприятных ситуациях, связанных с его общением в интернете;
- запретите ребенку выдавать свои личные данные (адрес, телефон, дорогу, по которой он ходит в школу, и прочее);
- пообещайте, что вы не будете сердиться и не запретите пользоваться компьютером, что бы ни случилось;
- расскажите своему ребенку, что многое из того, что можно увидеть или прочесть в Сети, не является правдой, не стоит всему безоговорочно верить;
- объясните ребенку, что его виртуальный друг в реальном мире может оказаться не тем, за кого себя выдает;
- также контролируйте своих детей в Сети с помощью специальных программ. Они помогут вам отделить вредоносное ПО, понять, какие сайты посещал ваш ребенок, что он там делал;
- помните, что запрет на пользование компьютером не дает желаемых результатов;
- будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие у него проблемы.
Ажитация (лат. agitatio — приведение в движение) — сильное эмоциональное возбуждение, сопровождаемое чувством тревоги и страха и переходящее в двигательное беспокойство, потребность в движении, либо речевое беспокойство, часто не осознаваемые. Человек в таком состоянии становится чрезвычайно суетлив, способен выполнять только простые автоматизированные действия. У него появляется ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные причинные связи между явлениями.
Данное состояние сопровождается вегетативными нарушениями: появляется бледность, учащённое дыхание, сердцебиение, потливость, дрожание рук и т. п. Ажитация оценивается как предпатологическое состояние в границах психологической нормы.
Как решить конфликты мирным путем
Памятка для родителей
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
За то, чтобы перестать быть ребенком.
За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
За утверждение среди сверстников.
Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.
Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.
Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
«Как создать и сохранить контакт с ребенком?»
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Овладеть навыком поддержки — это научиться видеть сильные стороны личности ребенка и говорить ему об этом.
Чтобы освоить навык поддержки, родители должны знать о таком принципе общения — безусловном принятии ребенка. Это значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть! Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно:
— безусловно принимать его;
— активно слушать его;
— бывать (читать, играть, заниматься) вместе;
— не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;
— помогать, когда просит;
— поддерживать;
— делиться своими чувствами (доверять);
— конструктивно разрешать конфликты;
— использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой»,
«Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», «Хорошо, что ты пришел»,
«Давай посидим (что-то сделаем) вместе»,
«Как хорошо, что ты у нас есть»;
— обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.