Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

15 сентября – День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения.

Дата: 14 сентября 2016 в 17:25
598 просмотров

 

15 сентября – День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения.

 Зрение для человека представляет величайшую ценность, и знать о том, как сохранить и улучшить его, должен знать каждый.

При рождении большинство детей имеют дальнозоркость – 91 %, около 4 % имеют к моменту рождения нормальную рефракцию и только 5 % детей рождаются с миопией. Но к моменту совершеннолетия почти каждый третий ребенок страдает близорукостью.

В развитии близорукости большое значение имеет окружающая среда, условия жизни и учебы. В школе ребенок проводит большую часть дня и в процессе занятий подвергается различным нагрузкам и воздействию факторов, которые могут неблагоприятно сказаться на его здоровье. Ни для кого не секрет, что наши дети подолгу сидят у телевизора и компьютера,  что существенно увеличивает нагрузку на глаза. Дополнительные занятия, недостаток сна, малоподвижный образ жизни - все это способствует ухудшению зрения у школьника.  Внимательные родители заметят начальные симптомы ухудшения зрения – снижение успеваемости, быстрая утомляемость, простые ошибки при письме, пропуск слов при чтении, ребенок начинает щуриться.

 

Особое значение приобретают меры профилактика по предупреждению близорукости у детей школьного возраста, а именно:

•          правильная организация рабочего места, особенно освещения;

•          чередование отдыха и нагрузки на глаза (организация занятий и отдыха в учебное и внеучебное время);

•          здоровый и достаточный по времени сон;

•          сбалансированное питание: в рационе детей страдающих близорукостью, должны быть морковь, красный сладкий перец, шпинат, черника, кукуруза, персики, рыба, шиповник и цитрусовые.

•          достаточная физическая активность на свежем воздухе и специальная гимнастика для глаз.

 

Многие родители считают, что ношение очков или контактных линз способствует усилению близорукости, что является главным заблуждением. Исследование в области офтальмологии и в Европе и в США показали, что неношение очков — самый худший вариант борьбы с близорукостью.

 

В рамках проведения единого дня здоровья школьников и дня профилактики нарушений зрения в Речицком районе будут организованы:

 

─ «Прямые» телефонные линии: на базе ГУ «Речицкий ЗЦГЭ»:

- 15 сентября с 10.00 до 12.00 по телефону 2-07-31 на вопросы, касающиеся профилактики нарушения зрения и осанки ответит заведующий отделением гигиены детей и подростков Косяк Елена Александровна;

 

- 15 сентября с 9.00 до 11.00 по телефону 2-56-93 на вопросы, касающиеся формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний ответит заведующий  детской поликлиникой  Майсеенко  Светлана Александровна.

─ Выступление специалистов по ведомственному радио;

─ Информация в СМИ по профилактике нарушений зрения; 

 

Зав. отделом

общественного здоровья                                                                           Алла Захарова

 

Нарушение зрения у школьников

Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. При спазме аккомодации отмечается зрительное утомление при работе на близком расстоянии, рассматривание удаленных предметов сопровождается сильным напряжением зрения. Чаще всего в школьные годы развивается близорукость (миопия), что связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко. Дальнозоркость - врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При этом снижается острота зрения на близком расстоянии, возникает быстрая утомляемость глаз и боли, связанные со зрительной работой.                                                                                   Астигматизм связан с нарушением степени кривизны роговицы и проявляется ухудшением зрения  как на близком, так и на дальнем расстоянии, снижением зрительной работоспособности, болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии.

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, физическая активность на свежем воздухе, здоровый и достаточный по времени сон, а также правильная организация рабочего места школьника.                                                                                                                Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность. Если используется искусственное освещение, оно должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60-80 ватт.                                         В рационе близоруких детей должны быть: морковь - богатый источник бета-каротина; черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин  разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде. Кукуруза, апельсины, манго и персики защищают сетчатку и предотвращают помутнение хрусталика; рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз; шиповник - признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки. Цитрусы - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

Рекомендуемый комплекс упражнений для  школьников   

  - Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.                                                                                        

  - Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.                                                                       

 - Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.                                                                                 

- Смотреть на указательный палец вытянутой  руки  на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.                                        

- Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.                                                                                     

- Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.                                                               

  - Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.                                                                          

- Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.                                                                                               

- Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.   

 

Фельдшер – валеолог                                                                                                отдела общественного здоровья                                            Наталья  Амосова  

 

64580                                                       

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.