20 октября 2023 года состоялось общешкольное родительское собрание на тему «Роль родителей в соблюдении учащимися правил безопасного поведения. Семья и школа – территория безОпасности»
Перед родителями выступила Кулешова Татьяна Александровна, участковый инспектор ИДН ОВД Речицкого райисполкома.
Цель выступления: создать условия для формирования у родителей
недопущения ситуаций, связанных с посягательством на половую
неприкосновенность несовершеннолетних.
Общешкольное родительское собрание
Дата проведения 20.10.2023
Тема «Роль родителей в соблюдении учащимися правил безопасного поведения. Семья и школа – территория безОпасности»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) по проблеме создания безОпасного пространства для детей в семье, школе, социуме.
Задачи:
- изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по вопросам безОпасного пространства;
- познакомить родителей (законных представителей) с рисками современного детства;
- проинформировать родителей (законных представителей) об основных направлениях государственной политики в области безОпасного детства;
- повысить педагогический потенциал семьи по созданию условий безОпасного детства;
- распространить опыт лучших семей и образовательных учреждений края по созданию безОпасной территории.
Ход родительского собрания
В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности.
/Сайрус
Уважаемые родители!
Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.
Просмотр видеороликов:
«Профилактика сексуального насилия детей» (видеоролик от ГУВД) https://www.youtube.com/watch?v=rWNxPe_ql3w
Половая неприкосновенность детей — как распознать угрозу
https://www.youtube.com/watch?v=70bGic_AT_k
Психологическое насилие над детьми. Социальный ролик.
https://www.youtube.com/watch?v=uGxkgZpvze0
Социальная реклама "Детская без насилия"
https://www.youtube.com/watch?v=NJfSB4gSYJw
Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.
В современном мире растет число вредных и опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих как отдельному человеку, так и обществу в целом. Острота проблемы актуализирует задачу подготовки подрастающего поколения к предупреждению и преодолению этих факторов. Причем сегодня речь идет не просто об обучении детей основам безопасности жизнедеятельности, а о воспитании культуры безопасности как компонента общей культуры человека и формировании личности безопасного типа – личности безопасной для себя, для окружающих, для среды обитания, способной сознательно и ответственно относится к вопросам безопасности.
В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В словаре русского языка С. И, Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.
Ученые подразделяют опасности на три группы: природные, техногенные и социальные.
К природным опасностям относятся:
- пониженная или повышенная температура воздуха;
- атмосферные осадки;
- солнечная радиация;
- стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, лесные пожары и т. д.).
Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и т. д.
Человек тоже может создать социальную опасность своими действиями или бездействием.
К опасностям, создаваемым людьми, можно отнести:
- войны,
- терроризм,
- социально-политические конфликты,
- преступления,
- наркоманию, алкоголизм и пр.
Рядом с человеком находятся потенциальные,т. е. возможные опасности. Чтобы они не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.
Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им, их детям, окружающим людям.
Экстремальные,т.е. ситуации, необычные по трудности и сложности, возникают вдруг и внезапно. Поэтому каждому человеку, взрослому и ребенку, важно знать, как себя вести в таких ситуациях.
О том, как обстоят дела в нашей школе, вам расскажет Сапронова Л.А.
В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты и проблемы выживания. В школе проводится ряд мероприятий, направленных на создание безопасности обучающихся.
Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по антитеррористической защищенности, защита прав детей, соблюдение дорожной безопасности и пожарной безопасности. Ежегодно учебно-воспитательный процесс начинается после подписания акта о готовности школы представителями органов Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Энергонадзора. К актам прилагаются протоколы испытаний спортивного инвентаря и оборудования, тревожной кнопки, системы автоматического обнаружения пожара и оповещения людей о ЧС и др. В связи с террористической опасностью осуществлены мероприятия по недопущению на территорию и в здание школы посторонних лиц. Ведется учет граждан, посещающих школу. Дежурный сотрудник заносит данные о посетителе в журнал регистрации. Разработан механизм действий персонала школы и учащихся в случае возникновения террористической угрозы. В школе разработан план эвакуации на случай возникновения ЧС. Имеются инструкции персоналу, администрации и учителям при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера. Предпринимаются меры по обеспечение социально-психологической безопасности учащихся. В школе работает психолог, оказывающий, при необходимости, психологическую поддержку учащимся школы, а также проводящий большую работу по мониторингу морально-психологического климата в классах и эмоционального состояния отдельных учащихся.
Существуют различные виды безопасности, с которыми мы сегодня и познакомимся. Один из видов безопасности – социальная безопасность.
Галина Александровна. С понятием безопасность мы уже познакомились. Существуют различные виды безопасности. Социальная безопасность – характеристика состояния общества, в котором гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей, обеспечивается социально приемлемый уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ, определяющих качество жизни человека и общества.
Семья — важнейший институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Сила и стойкость семейных воздействий связана с тем, что они постоянны и длительны, ребенок стремится подражать поведению близких людей, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, к окружающему миру.
В настоящее время школе принадлежит ведущая роль в формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций. А такие базовые компоненты культуры безопасности, безопасное поведение, психологическая готовность к преодолению сложных ситуаций формируются прежде всего в семье. Однако многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности. Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить всем родителям без исключения – обеспечение безопасности ребенка.
Задание. (Раздать листочки) Подумайте и ответьте на вопросы:
1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
2. Проверяете ли вы сами и научили ли детей, уходя из дома, проверять, выключены
ли электроприборы, вода?
3.Научили ли вы детей правилам пользования электроприборами, газовой плитой и т. д.?
4. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб?
5.Можете ли вы в присутствии ребенка совершить необдуманный поступок, например, искупаться в незнакомом водоеме, прогуляться по тонкому льду и т.п.?
6. Знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время?
7. Проинструктировали ли вы своего ребенка, как он должен себя вести случае
экстремальных ситуаций, например, ему предлагают прокатиться на машине или он почувствовал газа в квартире?
За полный утвердительный ответ поставьте 1 балл. Если вы набрали менее 7 баллов, то ответственным ваше отношение к жизненно важным вопросам назвать нельзя.
Задача взрослых - научить детей не теряться в экстремальных ситуациях, уметь выбрать правильную с точки зрения безопасности модель поведения.
Окружающее человека пространство можно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т. д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, попытаться самому выйти из ситуации или предпринять действия для спасения. В замкнутом пространстве у ребенка остается два вида поведения:
- Ø звать на помощь
- Ø или самому предпринимать меры по спасению.
Обращение за помощью - первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации. Дети должны понять и запомнить, к кому они могут обратиться в чрезвычайной ситуации. Конечно, в большинстве случаев это будет взрослый. Родителям необходимо отрабатывать с детьми модели поведения в различных критических ситуациях: например, потерялся в магазине - обратись к продавцу, кассиру или представителю службы охраны, заблудился в городе - обратись к милиционеру. Если возник пожар - позвони в службу 01 или 02. Второй вариант поведения - постараться избежать продолжения опасной ситуации: встретил незнакомого человека в подъезде - выйди из подъезда или ни в коем случае не заходи с ним в лифт и пр.
Важно, чтобы дети не только знали номера телефонов экстренных служб, но и умели правильно вызвать такую службу. Например, если вызывается пожарная служба, ребенок должен сообщить, что горит, адрес, номер подъезда, код подъезда, фамилию, телефон.
На видном месте в квартире должны быть также рабочие телефоны родителей, соседей, родственников, т. е. людей, к которым ребенок может обратиться в случае чрезвычайной ситуации.
Объясните ребенку, кому он имеет право открыть дверь, если он находится дома один. Как себя вести, если в дверь звонит незнакомый человек; где в квартире перекрывается вода, если авария водопровода произойдёт в квартире; где выключается газ, электричество. Эти и другие элементарные правила безопасности должен знать ребенок. Ощущение страха, опасности, паника часто не позволяют взрослым, а детям особенно, принять правильное решение, т. е. определить конкретные действия, ориентированные на сохранение собственного здоровья, их | последовательность, порядок.
Поэтому родителям важно знать, что недостаточно ограничиваться
перечислением возможных опасных для детей ситуаций. Прочное закрепление
навыка безопасного поведения происходит в процессе проигрывания вместе с детьми возможных моделей поведения в экстремальных ситуациях. Например, смоделируйте ситуацию: в квартире пожар. Проиграйте все действия ребенка, а затем вместе проанализируйте.
Видеоролик «Безопасность …правила защиты детей»
О сервисе геомониторинга
Еще один вид безопасности - физическая безопасность характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни.
Переходим к рассмотрению ещё одного не менее важного вопроса - профилактика детского травматизма. О профилактике дорожно-транспортных происшествий на дороге расскажет БОЛДЫРЕВА Н.М.
Ребенок до школы находился в условиях, к которым он адаптировался. Поступив в школу, он становится более самостоятельным. Сложность ситуации состоит в том, что ребенок лишается систематической домашней опеке, а необходимым жизненным опытом он еще не обладает. Вместе с тем он стремится подражать старшим: так же спрыгнуть с дерева, пробежать на красный свет светофора, съехать с высокой горки и т. п. У учащихся начальной школы развитие мускулатуры, координация движений гораздо слабее, чем у более старших школьников. Но ребенок хочет самоутвердиться, не показаться трусом перед старшими друзьями. Заканчивается это часто плачевно.
Теоретически ребенок, хотя подчас и осознает возможную опасность в той или иной ситуации, но осознает ее вообще, не соотнося с собой. Часто ребенок может просто не знать о таящейся рядом опасности: открытом люке, глубокой яме во дворе и т. п.
Но бывает и так, что даже зная об опасности, во в силу малого жизненного опыта, увлеченности игрой дети забывают о ней.
При обучении детей правилам безопасности нелишними будут так называемые «экскурсии безопасности», когда родители обращают внимание детей на травмо-опасные места в селе и по дороге в школу и т.п.
Психологическая безопасность– это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию. Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным поведением, научиться жить, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, то, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
МОЖЕЛЕВА Н.В.
Психолог дает рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для родителей. Жестокое обращение с детьми – это действия (или бездействие) родителей, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка). Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основным потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
ЗАХАРОВА Г.С. - Об ответственности за распространение экстремистской литературы.
Чех В.М. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем».
Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами массовой информации, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой.
Мы и не думали никогда, что воспитание ребенка будет сопряжено с опасностями, таящимися в Интернете. Жизненных ситуаций, где ребенок способен нашкодить, множество, но тут, откуда не возьмись, добавилась еще одна проблема – детишки полезли в Интернет. А там их ждет множество опасностей, о которых они сами, скорее всего, даже и не подозревают. Интернет общение в жизни ребенка — это хорошо или плохо? Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете? Нужно ли ограничивать общение детей в сети? Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношения к общению в Интернете? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.
Мотивация к деятельности. Тренинг
Родители высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик.
Вопросы:
– Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
– Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”?
– Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет?
– Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет?
Результаты анкетирования детей. Анализ, обсуждение ситуаций.
Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются, чуть ли не “предметом первой необходимости”. Результаты анкетирования детей 5-9 классов показали, что:
- 80% детей имеют дома компьютер.
- В среднем ежедневно дети проводят за ним по3-4 часа в день.
- Из видов деятельности, преобладающих в общении с компьютером, дети на первое место поставили – компьютерные игры.93%из них каждый день играют в компьютерные игры, причем51%может начать играть, даже не пообедав.
- На втором месте – общение в Сети.85%пользуются Интернетом – из них93%общаются в социальных сетях,53%– играют в сетевые онлайн игры.
- Далее дети выбирают прослушивание музыки, рисование, печать документов соответственно46%,13,5%и1%.
- 38%– при определении рейтинга использования свободного времени наI местопоставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй.
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Нередко родители недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет.
Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны средств ИКТ.
Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс. И это не
случайно.
Обратимся к статистике: в России около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых:
- 28% из вышедших в Интернет детей "серфят" в поисках "клубнички", 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно;
- 38% детей, просматривают страницы о насилии
- 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым
- 26% детей участвуют в чатах о сексе
- 14.5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.
Темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья, и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются. Какие же опасности ждут школьника в Интернет-сети? Давайте с ними познакомимся – это
Просмотр видеоролика «Информационная безопасность детей»
1. Сайты порнографической направленности;
2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о так называемой "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”.
5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка.
6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании Интернета?
Выработайте вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи. А также – четко сформулированы следующие пункты:
– Какие сайты могут посещать дети и что им разрешается там делать.
– Сколько времени ваши дети могут проводить в Интернете.
– Что делать, если что-нибудь вызывает у ваших детей ощущение дискомфорта.
– Как защитить личные данные.
– Как следить за безопасностью.
– Как вести себя вежливо и корректно.
– Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.
Помните!
Для эффективности такого соглашения крайне важно участие детей в его составлении. Распечатайте его и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте и вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи:
- Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников.
- Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернет.
- Позвоните по телефону8-800-25-000-15(звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9-00 до 18-00 мск)
- Или направьте Ваше письмо по адресу: helpline@detionline.com
Сегодня мы познакомились с различными видами безопасности. В чем же заключается одна из основных задач семьи и школы?
Главная задача родителей и школы – выработать у ребенка привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.
Видеоролик «Культ безопасности. Ребенок на улице»
Решение Общешкольного родительского собрания:
- Информацию принять к сведению.
- Родители ознакомлены с памятками и инструкциями, а также должны донести полученную информацию до учащихся.
- Родители обязуются:
- личным примером показывать недопустимость нарушения правил безопасности;
- контролировать безопасное использование детьми интернет-ресурсов на компьютере и в мобильном телефоне;
- провести беседы с детьми об использовании телефонов пожарной охраны в случае необходимости;
- провести с детьми беседы о недопустимости курения в детском возрасте;
- обеспечить своевременное и правильное использование спортивной формы и обуви, в целях исключения травматизма на уроках физкультуры;
- провести с детьми беседы о недопустимости пребывания в разрушенных помещениях, в целях исключения опасных для жизни и здоровья ситуаций.
- Объединить усилия семьи и школы для создания здоровых и безопасных условий обучения учащихся.
Правила безопасности при обращении с электроприборами
1.Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора произведите в обратном порядке.
2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
3. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.
4. Опасно использовать электроприбор с повреждённой изоляцией шнура. Если вы увидели оголённый провод, неисправный выключатель, розетку – сразу сообщите об этом взрослым.
5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включённом в сеть нагревателе.
6. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включённые в сеть.
7. Никогда не тяните электрический провод руками.
8. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочки.
9. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.
Правила личной безопасности в доме
- 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно кладите на место.
Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
- 2. Ни в коем случае не пробуйте самостоятельно никакие лекарства. Вы можете отравиться.
- 3. Не открывайте и не пробуйте никаких упаковок с бытовой химией. Это опасно для жизни!
- 4. Если вы почувствовали запах газа, соблюдайте следующие правила:
- Ø сообщите взрослым;
- Ø откройте окна, форточки, двери и проветрите квартиру;
- Ø закройте краны на плите;
- Ø не включайте и не выключайте (если он включен) свет и не зажигайте спички;
- Ø позвоните по телефону 04.
- 5. Никогда не играйте на балконе в подвижные игры и не перегибайтесь через перила балкона.
Правила личной безопасности на улице
1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными ребятами на улице.
2. Не играйте на дороге, идя из школы домой.
3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.
4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.
5. Не играйте с наступлением темноты, а также в тёмных местах, на пустырях, свалках, рядом с дорогой, в пустых или разрушенных зданиях.
6. Никогда не садитесь в машину к незнакомому человеку.
7. Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки,
предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).
8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости,
послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.
9. Обо всех подозрительных случаях и обо всём, что было на улице, сообщайте
родителям.
Как не стать жертвой преступления
1. Если вы оказались дома один, никому чужому или малознакомому не
открывайте дверь, кем бы он ни представлялся (сантехник, электромонтёр,
почтальон, милиционер, знакомый родителей). Среди множества честных и
порядочных людей встречаются ещё и грабители, разбойники и мошенники.
Говорите с любым незнакомцем через дверь.
2. Не теряйтесь, если, находясь в квартире, услышите, что кто – то пытается
открыть замок входной двери, а громко спросите: «Кто там?»
3. Если незнакомцы продолжают открывать, по телефону «02» вызовите милицию,
точно указав адрес, а затем с балкона (из окна) просите соседей и прохожих о
помощи.
4. На телефонные звонки с вопросом, дома ли и когда вернутся с работы родители,
надо ответить, что они заняты, и спросить, кому и куда позвонить.
5. Уходя из дома, не забывайте закрыть балкон, форточку и окна, особенно, если
живёте на первом или последнем этаже.
6. Не оставляйте в дверях своей квартиры записок – это привлекает внимание
посторонних.
7. Не хвастайтесь перед сверстниками тем, какие у вас дома есть дорогостоящие
предметы (телевизионная, видео – и радиоаппаратура, одежда, украшения и
т. п.), а также количеством денег.
8. Не приглашайте в дом незнакомых и малознакомых ребят ни под каким
предлогом.
9. На вопрос незнакомых людей, дома ли папа или мама, лучше ответить, что
родители сейчас дома.