Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

15.03.2024 -общешкольное родительское собрание на тему «Правовая грамотность родителей по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних»

Дата: 15 марта 2024 в 20:18, Обновлено 9 апреля 2024 в 17:29
102 просмотра

15.03.2024 в учреждении образования прошло родительское собрание на тему «Правовая грамотность родителей по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних». На собрании были освящены вопросы безопасности в сети Интернет, профилактики насилия, наркомании, алкоголизма в подростковой среде. Участковый инспектор ИДН Речицкого РОВД Т.А.Кулешова призвала родителей активно подключится к группе "STOPнаркотик" в телеграм-канале. Медсестра УЗ «Речицкая ЦРБ» Заречской АОП А.С. Емцова провела лекцию по профилактике ранней беременности среди несовершеннолетних.

Общешкольное родительское собрание  «Правовая грамотность родителей по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних»

 Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко - и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект.

Именно образовательное учреждение, где с детьми и подростками на протяжении 9-11 лет работают специалисты, берет на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принимает необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и поведением.

Согласно Закону «Об образовании», в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
  3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социальноопасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
  4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
  5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).

Наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой. В школе создано такое звена управления, как «Совет по профилактике», в который входят следующие представители: Заместитель директора по ВР, педагоги, инспектор ОДН. Проводится работа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурению среди учащихся школы. Остановимся на наиболее важных аспектах.

  1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейший учебный материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.

  1. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка очень легко вовлечь в преступную деятельность.

По этой причине борьба с прогулами включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений. Классные руководители ежедневно контролируют посещаемость уроков. В случае пропуска занятий учеником у родителей выясняется причина отсутствия. Устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».

Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принимает меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

  1. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Классными руководителями и руководителями дополнительных занятий привлекают в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

  1. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей страны;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К выполнению программы формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, наркологи, экологи, спортсмены), но и широко используется детский потенциал. В пропаганде здорового образа жизни используются такие мероприятия:

беседа, дискуссия, диспут, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

В беседах с детьми помимо традиционных тем: наркомания, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обращается внимание на такие проблемы, как:

преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье; здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; фигура и здоровье; спорт и здоровье; компьютерные игры и здоровье; СМИ и здоровье.

Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведения итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формируют жизненные позиции ребенка.

  1. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.             Проводятся    беседы            на        классных       часах, родительских            собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, дается понятие об административной,             гражданско-правовой,         уголовной     ответственности несовершеннолетних и их родителей формируют мотивацию на ответственность за свои действия.

К такой работе мы привлекаем сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

  1. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или приговор суда, информации из ПДН).

Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию, алкоголизм, наркоманию, хищения и т. д.

Изучается и дается полная информацию о семье. Состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, попустительство или сотрудничество.

  1. Профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних (подростковый суицид) Закрывать глаза или делать вид, что данная проблема не существует, значит, мириться с массовым уходом из жизни людей и детей в том числе.

Мы говорим очень осторожно, потому что нас этого не коснулось, но работая с Вашими детьми, мы зачастую видим, (что по приходу детей в школу) их на грани эмоционального срыва.

Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям?

Это чудовищно, когда детям вдруг страшно становится жить. Выбрасываться из окон, резать вены, вешаться, глотать таблетки, бросаться под колеса бегущих машин не страшно. А жить страшно.

Как помочь нашим детям? Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Особенно, если конфликт исходит из семьи или из школы. Наш совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности". Наша с Вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.

 

Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток, Я свяжу тебе жизнь - не солгу ни единой петли. Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы, Пожелания счастья в лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь из весёлой меланжевой пряжи, Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю.

Где я нитки беру? Никогда, никому не признаюсь:

Чтоб связать тебе жизнь, я тайком распускаю свою.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений»

 

Участники: родители учащихся 10 классов.

Подготовка:

1.Анкетирование учащихся. 

2. Встреча учащихся с работниками правоохранительных органов.

Цели проведения собрания:

  • Методическая: применение на практике новых форм проведения родительских собраний, работы с родителями.
  • Воспитательная:       способствование      укреплению взаимопонимания    детей и родителей, просветительская работа. 
  • Образовательная: развитие кругозора родителей с точки зрения педагогики, психологии.

Ожидаемый результат: 

1.Создание благоприятного климата для учащихся;

2.воспитание духовно – нравственных ценностей учащихся;  Оформление и раздаточный материал:

  1. Высказывания великих людей о воспитании.
  2. Статьи из молодежной правовой газеты «Опасный возраст».
  3. Словарь собрания, которым родители могут воспользоваться по ходу собрания.
  4. Рекомендации «Дорога в 14 шагов»
  5. Использование ИКТ  6.       Ватманы, фломастеры Оформление помещения.

Плакаты с изречениями:

«В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности,        он        становится     равнодушным           к          добру и          красоте»               (В. Сухомлинский)

«Воспитание – это усвоение хороших привычек».      (Платон) 

«Не надо другого образца,

  Когда в глазах пример отца»              (А. Грибоедов) «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

                                                           (Д. Локк)

«Воспитание – великое дело! Им решается участь человечества. 

                                                          (В. Белинский)

Ход родительского собрания I. Вступление.

Слово учителя: Сегодня наша встреча посвящена проблеме роста правонарушений среди подростков. Что же является причиной роста преступности?

Проблема профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - одна из центральных для целого ряда отраслей науки. Криминологи, педагоги, психологи пытаются найти средства для того, чтобы поведение детей, подростков, юношей и девушек не приобрело противоправную направленность.

Однако проблема эта возникла не сейчас, ещё в глубокой древности, когда только зарождались нормы морали, появились причины, порождающие их нарушение. Ведь любые правила несут в себе некую готовность к самоограничению, предполагают потенциальный "общественный альтруизм" и готовность к карательным санкциям в случае их нарушения. В современной отечественной психологии к делинквентным формам поведения относят школьные прогулы, мелкое хулиганство, приобщение к асоциальной группе и т.д. 

Типичными проявлениями делинквентного поведения являются ситуационнообусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, связанные с семейной и школьной дезадаптацией, трудностями общения. 

Основные причины трудностей в воспитании отдельных подростков следует искать в неправильных взаимоотношениях в семье, в стремлении подростков утвердить себя любым способом. 

Для современных подростков с делинквентным поведением характерны ситуативные, большей частью примитивные «планы» противоправной деятельности, цели которой носят непосредственно потребительский характер: достать деньги для выпивки, отомстить кому-либо, "показать себя". Потребности и интересы, попытки удовлетворения которых служат впоследствии источником преступления, уже во время своего формирования не соответствует общепринятым нормам, противоречат им, создавая неизбежные для данного лица трудности в его социальной адаптации.

В основе формирования делинквентного поведения подростков лежит конфликтная атмосфера в семье.

Вопрос о нарушениях между родителями и детьми непосредственно связан с проблемой не только неврозов, но и всех пограничных с патологией состояний и в детском, и в подростковом возрасте. Причина конфликтных отношений нередко кроется в наличии у родителей невротической и личностной патологии. Больше всего проблем возникает в семьях, где родители склонны к авторитарным установкам и имеют гипертрофированное чувство "я".

  У подростков – правонарушителей наблюдается наличие четко выраженных эгоистических, общественно отрицательных, в том числе аномальных, не свойственных возрасту потребностей; в употребление наркотиков, курении табака, употреблении алкогольных напитков, тяготении к бродяжничеству.

Учитель: Таким образом, отклонения в поведении ребенка являются следствием «особых» отношений в семье, школе, в подростковой среде.

II.А что думают об этом наши дети? (знакомство с итогами анкетирования учащихся) Обсуждение.

  1. Практическая часть. (Родители работают в группах)

 

Учитель: Не секрет, что 70% подростков – правонарушителей воспитывается в семьях пьяниц.  А большинство хулиганских поступков (80%), убийств (70%) совершается в состоянии алкогольного опьянения.  

Учитель предлагает родителям 2 статьи из молодежной правовой газеты о наркотиках и подростковом суициде.

«Этих событий могло не произойти, если…» (обсуждение в группах)

  1. Родители в воспитательной системе школы

 

Какие формы работы по данным разделам вы можете предложить? Перед вами на ватмане эти же разделы, внесите свои предложения.

  1. А теперь давайте попробуем составить программу воспитания высоконравственной личности (работа в группах)

 

  1. Заключение.

Учитель: Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. В процессе формирования личности семья играет главную роль. И каким будет ребенок во многом зависит от взаимоотношений в семье. И я желаю всем вам терпения, взаимоуважения. Помните, что всегда есть выход из любой ситуации. И вам в этом помогут мудрые советы, которые психологи называют «дорогой в четырнадцать шагов» (учитель раздает рекомендации)

  1. Рефлексия собрания: родителям предлагается определить результат собрания:
  • Полезность встречи;
  • Актуальность;
  • Атмосфера встречи.

 

 

 

Приложение:

Анкета для учащихся

1. Говорят, что от «сумы да тюрьмы» никто не застрахован. Ты с этим: а) согласен;

в) не согласен;

с) не задумывался над этим.

2.Что может послужить причиной совершаемых подростком преступлений? а) семейная ситуация;

в) компании;

с) особенности характера.

3.Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?

а) разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них;

в) обсуждение статей законов в семье;

с) тренинги и игры по правовой тематике.

 

 

«Дорога в четырнадцать шагов» Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику, Вы имеете на это право. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Исправить ситуацию можно, если Вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям. Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребенок совершил правонарушение, это отнюдь не означает, что он закоренелый преступник. Не спешите с личными выводами.

Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам. 

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к вырастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростка достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о Вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы утвердиться, пережить жизненную драму. 

Шаг 4. Узнайте, как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Совершив противоправные действия, дети склонны обвинять в случившемся хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если Ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что Вы в курсе событий.

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Случившееся должно заставить Вас понять, что Ваш ребенок - уже достаточный, чтобы отвечать за свои поступки. 

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, его попытки Вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы Вы своевременно его спасли и исполнили желания. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться -что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах. 

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.  

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным и непригодным к жизни в обществе.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, на самом деле, практически не слыша ни единого Вашего слова. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать нормальным» человеком. Обещать он будет все, что угодно, так как не собирается ничего выполнять. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Ребенок считает Вас своей собственностью, поэтому не ждет от Вас никаких конкретных действий. В том же случае, когда Вы выполняете то, что обещали, он становится гораздо более управляемым и послушным.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.

Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что эта помощь необходима и Вам, и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с Вашим ребенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно. Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить его ошибки самостоятельно. Это трудно, но не невозможно, поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

Шаг 13. Установите разумные границы контроля.

Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, но травмирует его. Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему. 

Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.

 

 

Словарь собрания:

Делинквентное поведение (в переводе с латинского - проступок, правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное     поведение, воплощенное в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. 

Понятием      "делинквентное        поведение"    оперируют     представители          криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания.

Нравственность – есть наука об отношениях, существующих между людьми, и, обязанностях, вытекающих из этих отношений.  (П. Гольдбах)

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: гуманизм, доброта, достоинство, честность и многое другое.

 

 

Родительское собрание «Роль семьи в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

 

«Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны перед «добрым и худым». Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями». 

 О современной семье много пишут и говорят. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. По данным многочисленных социологических опросов, многие педагоги обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности, нарушении правил поведения, ложь, уходы с уроков, из дома, воровство. Первоначально такие отклонения не очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им особого значения, полагая, что ребенок еще мал, чего-то не понимает, подрастет-исправится. 

 При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда поначалу вроде незначительные недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Произошедшие в ребенке перемены родители замечают только тогда, когда он становится не поддающимся педагогическим воздействиям не только в семье, но и за ее пределами. 

 В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Главная задача накормить, одеть. 

 Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся и детьми.  Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка и тем более принимать советы от него. Но, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает очень поздно.  Дети отдаляются от родителей, перестают посещать школу. «Трудные» дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным словом? Для миллионера – это хулиган, для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. 

 Какую бы информацию ни давали нам социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся, с детьми было эффективным. 

 Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так. 

 И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье – всё берется в детстве. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества. 

 Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью. Зная внутренний мир ребенка, отклоняясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то, и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом. 

 Проблемы семьи волнуют самих детей. На вопрос: распредели по степени значимости для себя важные для многих людей слова, дети на 1 место поставили здоровье, на 2 место – хорошую семью. Проводя родительские собрания в старших классах, родители пришли к выводу, что без здоровья не будет хорошей семьи. Да и среди идеалов, на которые хотелось бы быть похожими, у подростков остаются родители. На вопрос анкеты: как вы понимаете выражение: хорошие родители – многие учащиеся ответили, что это мои родители. 

 Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье, многих беспокоят отношения с родителями. В ситуациях конфликта большинство родителей проводят с детьми серьезный разговор, другие – лишают детей удовольствий, третьи – применяют физические наказания. В анкете дети так и отвечали: хорошие родители это те, которые не наказывают за неправильные действия лишением прогулки на месяц, не кричат, не следят за каждым шагом, чтобы родители не ссорились и не уходили бы из дома.

 На вопрос: какую семью хотел бы ты иметь в будущем, проводя анкетирование среди 4-х классов учащиеся отвечают, что они знают кто такие беспризорные дети, а учащиеся старших классов отвечают, что такое может случиться в каждой семье, никто от этого не застрахован.

            На вопрос: почему дети уходят из дома – большинство учащихся ответили так: 

  • конфликт с родителями;
  • родители не понимают своих детей; 
  • родители злоупотребляют спиртными напитками. 

            Что нужно сделать, чтобы дети не уходили из дома? 

            Дети ответили так: 

  • родители должны понимать своих детей, проявлять заботу, всей семьей ходить в кино, театр;
  • запретить продавать спиртные напитки; - ничего нельзя сделать, бесполезно.

 И это действительно так. В неблагополучной семье, где родители пьют, собственные дети безразличны и, как следствие, несовершеннолетние уходят на улицу.  Порой в обеспеченных, внешне благополучных семьях бывает масса проблем с детьми, ребенка не устраивают взаимоотношения в семье, которые внешне благополучные родители пытаются скрывать и поэтому дети уходят из семьи, совершают правонарушения. 

 В своей практике приходится встречаться с детьми, которые уходят из семьи по причине психических отклонений в развитии, родителям мы рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам (неврологи, психиатры). 

 По семейному законодательству родители несут ответственность за детей до 18 лет. В Семейном кодексе сказано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. 

 Педагогов начальных классов беспокоит, что некоторые обучающиеся ведут себя неадекватно. Порой просто удивляешься злости, жестокости детей. Учащиеся начальных классов могут причинять вред здоровью других детей (кусаться, пинаться, швырять принадлежности), не соблюдать принятые в классе правила поведения и общения (свободно передвигаться по классу во время урока, не реагировать на замечания педагога). Некоторые учащиеся заявляют педагогам, что они не имеют права вызывать родителей в школу, забывая о своих обязанностях, которые прописаны в Уставе школы как для детей, так и для родителей.  Классные руководители пишут замечания в дневниках детям, приглашают родителей в школу. Но иногда эта информация не доходит до родителей, т.к. они оказываются обманутыми собственными детьми. Забыл дневник дома, родители придут завтра, работают, не могут прийти в школу. А как же быть педагогу, как давать знания другим детям, которые хотят учиться. 

 На вопрос: почему ты так поступил, большинство детей отвечает – он меня обозвал, ударил, забрал ручку. Другого способа решения проблемы как ударить, причинить боль другому – дети не знают.  Выясняя ситуацию, родители защищают своих детей в их присутствии, показывая тем самым, что подобное поведение - это норма. А дети, чувствуя поддержку родителей, через несколько дней совершают новое правонарушение.  

 Проводя анкетирование среди учащихся 4-х классов, нас интересовало, как дети решают конфликтные ситуации. Дети ответили так: убеждаю, что делать так нельзя, говорю наедине, решаю сама, но без кулаков, ухожу, не связываюсь, сохраняю хладнокровие, ухожу и про себя ругаюсь. 

 А теперь послушайте, как другие решают конфликтные ситуации – деремся, упремся, вызываю на бой, сначала словами, а потом дракой, бью первым. 

            И вот это нас больше всего беспокоит. 

Почему так поступают дети? На этот вопрос я отвечу словами одного ребенка из нашей школы. Мама наказывает за то, что не выучил уроки, не убрал в комнате, папа бьет за то, что я поступил неправильно. А почему же я не могу также поступать, мне ведь тоже делают больно и меня наказывают взрослые, родители, а они всегда правы, значит, пусть другие также терпят.

 Иногда родители не просто бьют детей, но избивают собственных детей, думая, что ребенок поймет. Но это не совсем так. Да, кому-то достаточно одного слова, другому хорошая трепка, а другому, хоть забей его – он не поймет. Вот таки детей надо показывать специалистам: неврологам, психиатрам.

Родители должны помнить, что в каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. И вот поэтому мы вместе должны помочь ребенку понять основные понятия: что такое хорошо и что такое плохо, попытаться понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. От родителей и педагогов требуется единство требований, не скрывать друг от друга в семье проступки детей. 

Родителям в этом случае необходимо терпение. Но оно заключается в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрыть на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а отец и мать были рядом и поддержали его. 

Если родители с раннего возраста не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад. Самая страшная беда состоит в том, что ребенок станет взрослым, который будет воспитывать своего ребенка по своему образу и подобию. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем, когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под названием «безразличие» по отношению к собственным детям. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было бы, помня о родительской ответственности. 

Можно привести много примеров из школьной жизни, когда родителям советовали обратить внимание на ребенка, его неадекватное поведение, но все наши рекомендации оказывались неуслышанными родителями. 

Мы рекомендуем родителям прежде всего поддерживать контакт с классным руководителем и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам. 

Если в вашей семье возникли конфликты с ребенком, и вы не можете самостоятельно их решить, то в школе вам помогут социальный педагог, педагог - психолог. Для детей и родителей в школе проводятся беседы, консультации. 

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.