ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕСЯЧНИКА МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ "Безопасный Интернет"
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕСЯЧНИКА МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ "Безопасный Интернет"
Проведение тематического классного часа (уроков медиабезопасности)
Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
1) информирование обучающихся о видах информации , способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Республики Беларусь, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
3) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
- профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);
- предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
- ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
Ожидаемые результаты.
В ходе проведения классного часа (уроков медиабезопасности ) обучающиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно- телекоммуникационных сетях, а именно:
- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
- распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
- распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
- критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
- применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них
информации и контактов в сетях.
При организации классного часа важно исходить из возрастных особенностей обучающихся, учесть уровень их знакомства с Интернетом.
Организовать проведение классного часа необходимо таким образом, чтобы несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему.
При определениисодержания, форм и методики проведения единого классного часа важно учитывать:
- необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме;
- целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций.
Образовательные технологии |
||||||
№ п/п |
Виды учебной работы |
Образовательные технологии |
||||
1. |
Лекция |
Проблемное обучение, визуализация |
||||
2. |
Практические и |
Деловая |
игра, |
разбор |
конкретных |
ситуаций, |
семинарские |
практическая работа, технология развития критического |
|||||
занятие |
мышления, технология «Дебаты», авторская мастерская |
|||||
3. |
Реферат, |
Проектная деятельность, исследовательская работа |
||||
проектирование |
||||||
При определениитематики бесед для классного часа «Безопасный Интернет» необходимо исходить:
- из понимания важности и значимости для каждого человека основ медиакультуры;
- из возможности в доступных игровых ситуациях знакомить обучающихся с основами медиакультуры;
- из необходимости приобретения обучающимися первичного опыта регулирования медиаотношений;
- из необходимости получения обучающимися знаний и навыков использования конкретных правил и норм медиаобразования и первичного опыта разработки собственных правил медиакультуры.
Освоение медиа-безопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому желательно привлечь родителей, правоохранительных органов, общественных организаций.
Интернет ресурсы в помощь организаторам Месячника для проведения классного часа (урока медибезопасности):
- Справочник по детской безопасности в Интернет от Google (http://www.google.ru/familysafety/)
- Сайт «Компьютерная безопасность. Безопасность жизни»
(http://blog.chljahsoft.net/3167)
- Сайт «Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения,
международный опыт» (http://i-deti.org/)
- Материалы III ежегодного Форума Безопасного Интернета
(http://www.safor.ru/prezentacii11.php)
- Сайт «Безопасность» (http://sos-ru.info/)
- Сайт «Школьный сектор: Права и дети в Интернет»
(http://schoolsectorp.wordpress.com/)
- Рубрика "Безопасное общение" на сайте Мегафона(http://www.megafon.ru/bezopasnoe_obschenie)
- Онлайн-игра "Дикие Web-леса"(http://wildwebwoods.org)
- Безопасный интернет с Дисней (http://disney.ru/safesurfing)
- Проект "Разбираем интернет"(http://razbiraeminternet.ru)
- Центр безопасности Microsoft (http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx)
- "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности (http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/)
- Сайт «Дружественный Рунет» (http://www.friendlyrunet.ru/safety/index.phtml)
- Страница «Сетевая безопасность»
(http://orenwiki.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%B0 %D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D 0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C)
- Страница «Сетевой этикет»
(http://letopisi.org/index.php/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0 %B9_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82 )
- Безопасность детей в Интернете - что могут взрослые? (схема) (http://www.nachalka.com/node/257)
- Лига безопасного интернета (http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/)
- Интернет-контроль – сайт для умных родителей (http://www.internet-kontrol.ru/stati/roditelskiy-kontrol-interneta-obschenie-bez-riska.html)
- Ваш личный Интернет http://content-filtering.ru/allinet/binet/
Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем http://kids.quintura.ru, http://agakids.ruи детского браузера http://www.gogul.tv, а также познакомить с детскими порталами и социальными сетями: http://kinder-online.ru/,http://www.detkino.ru и др.
Для отбора содержания урока могут быть использованы материалы сайта www.detionline.com (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе »), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет.
Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок- соревнование, урок-игру, беседу.
- http://www.nachalka.com/node/948- учебное видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»;
- http://content-filtering.ru/aboutus/- информационно-аналитический ресурс
«Ваш личный Интернет»;
- http://wildwebwoods.org - Онлайн-игра "Дикие Web-леса". В игре участники должны спасти всех детей, нуждающихся в помощи, собрать ключи, разные монеты(безопасности, личной тайны, информации и бдительности), а также свитки, которые помогут узнать о правах ребенка.Только выполнив все задания, а заодно и проверив свои знания о правилах безопасного поведения в Сети, участник сможет добраться до Е-города под названием "Комета" и стать его жителем. Игра предназначена от трех лет и старше;
- http://disney.ru/safesurfing - Безопасный интернет с Дисней. В ходе игры ребенок получает полезные советы и рекомендации о том, как работать в Интернете, и проверяет полученные знания, отвечая на вопросы викторины. Игра предназначена для детей до 10 лет и старше;
- http://razbiraeminternet.ru - Проект "Разбираем интернет". Игра формирует основные знания о сетевых сервисах Google и правилах безопасного поведения;
- http://detionline.com/mts/game- Необычные приключения в интернете от МТС;
- http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - «Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» - интерактивный курс по интернет-безопасности;
8) http://tyumen.beeline.ru/customers/help/safe-beeline/bezopasnost-detey/ - Дети в Интернете;
9) http://www.detionline.ru - Линия помощи "Дети онлайн" . Подробное руководство поможет обеспечить безопасность Ваших детей в Интернете;
В ходе классного часа (урока медиабезопасности) в 4-8 классах целесообразно познакомить обучающихся с международными стандартами в области информационной безопасности детей.
Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс-конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системным администратором и т.д.
Необходимо включить в классный час (или провести отдельно) вопросы интернет-урока «Имею право знать!», ознакомить обучающихся с интернет-ресурсами антинаркотической направленности:
5 классы – «Чума 21 века»;
6 классы – «Наркотики или жизнь»;
7 классы – «Всё о наркотиках»;
8 классы –«Мы – против!».
В рамках классного часа (урока медиабезопасности) в 9-11 классах целесообразно познакомить обучающихся с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в белорусском законодательстве.
Необходимо обратить внимание обучающихся на классификацию вредоносных информационных ресурсов:
- информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей;
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, ограниченная для распространения среди детей определенных возрастных категорий.
На уроке необходимо затронуть следующие аспекты:
- перечень рисков, подстерегающих пользователя в сети Интернет;
- рекомендации по грамотному использованию электронной почты;
- технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена
сообщениями.
Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет-зависимости; общими правилами по безопасности в сети Интернет.
Также рекомендуется рассмотреть следующие объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные "друзья"; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации.
Обеспечить обучающихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.
Возможные формы проведения классного часа ( урока медиабезопасности) в 9-11 классах – лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.
Необходимо включить в классный час (или провести отдельно) вопросы интернет-урока «Имею право знать!», ознакомить обучающихся с интернет-ресурсами антинаркотической направленности:
9 классы – круглый стол «Мы за жизнь!», 10 классы – «Наркотики: мифы и реальность. Изготовление информационного буклета для обучающихся 8-9 классов», 11 классы – круглый стол «Имею право знать!».
Полезные ссылки:
- http://www.kaspersky.ru- антивирус «Лаборатория Касперского»;
- http://content-filtering.ru- Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»;
- Справочник по детской безопасности в Интернет от Google (http://www.google.ru/familysafety/)
- Сайт «Компьютерная безопасность. Безопасность жизни»
(http://blog.chljahsoft.net/3167)
- Сайт «Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения,
международный опыт» (http://i-deti.org/)
- Материалы III ежегодного Форума Безопасного Интернета
(http://www.safor.ru/prezentacii11.php)
- Сайт «Безопасность» (http://sos-ru.info/)
- Сайт «Школьный сектор: Права и дети в Интернет»
(http://schoolsectorp.wordpress.com/)
- Рубрика "Безопасное общение" на сайте Мегафона
(http://www.megafon.ru/bezopasnoe_obschenie)
- Проект "Разбираем интернет" (http://razbiraeminternet.ru)
- Центр безопасности Microsoft (http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx)
- "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности (http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/)
- Страница «Сетевая безопасность»
(http://orenwiki.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D 0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C)
- Лига безопасного интернета (http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/)
Рекомендации для родителей (законных представителей) детей различных возрастных категорий.
Возраст от 9 до 12 лет
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
Возраст от 13 до 17 лет.
В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей.Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми .Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет.Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.
Что посоветовать в этом возрасте?
- Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения.
- Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).
- Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни.
- Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
- Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
- Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
- Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
- Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
- Расскажите детям о порнографии в Интернет.
- Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
- Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
- Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
- Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.