Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕСЯЧНИКА МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ "Безопасный Интернет"

Дата: 18 марта 2017 в 17:05
759 просмотров

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕСЯЧНИКА МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ "Безопасный Интернет"

Проведение тематического классного часа (уроков медиабезопасности)

Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи:

1) информирование обучающихся о видах информации , способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Республики Беларусь, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

3) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

  1. профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);
  2. предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
  3. ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

Ожидаемые результаты.

В ходе проведения классного часа (уроков медиабезопасности ) обучающиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно- телекоммуникационных сетях, а именно:

  • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

  • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
  • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
  • распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

  • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
  • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
  • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
  • применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них

информации и контактов в сетях.

При организации классного часа важно исходить из возрастных особенностей обучающихся, учесть уровень их знакомства с Интернетом.

Организовать проведение классного часа необходимо таким образом, чтобы несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему.

При определениисодержания, форм и методики проведения единого классного часа важно учитывать:

  • необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме;
  • целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций.

Образовательные технологии

№ п/п

Виды учебной работы

Образовательные технологии

1.

Лекция

Проблемное обучение, визуализация

2.

Практические и

Деловая

игра,

разбор

конкретных

ситуаций,

семинарские

практическая работа, технология развития критического

занятие

мышления, технология «Дебаты», авторская мастерская

3.

Реферат,

Проектная деятельность, исследовательская работа

проектирование

При определениитематики бесед для классного часа «Безопасный Интернет» необходимо исходить:

  • из понимания важности и значимости для каждого человека основ медиакультуры;
  • из возможности в доступных игровых ситуациях знакомить обучающихся с основами медиакультуры;
  • из необходимости приобретения обучающимися первичного опыта регулирования медиаотношений;
  • из необходимости получения обучающимися знаний и навыков использования конкретных правил и норм медиаобразования и первичного опыта разработки собственных правил медиакультуры.

Освоение медиа-безопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому желательно привлечь родителей, правоохранительных органов, общественных организаций.

Интернет ресурсы в помощь организаторам Месячника для проведения классного часа (урока медибезопасности):

  • Справочник по детской безопасности в Интернет от Google (http://www.google.ru/familysafety/)

  • Сайт   «Компьютерная   безопасность.   Безопасность   жизни»

(http://blog.chljahsoft.net/3167)

  • Сайт «Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения,

международный опыт» (http://i-deti.org/)

  • Материалы  III  ежегодного  Форума  Безопасного  Интернета

(http://www.safor.ru/prezentacii11.php)

  • Сайт «Безопасность» (http://sos-ru.info/)
  • Сайт  «Школьный  сектор:  Права  и  дети  в  Интернет»

(http://schoolsectorp.wordpress.com/)

- Рубрика "Безопасное общение" на сайте Мегафона(http://www.megafon.ru/bezopasnoe_obschenie)

  • Онлайн-игра "Дикие Web-леса"(http://wildwebwoods.org)

  • Безопасный интернет с Дисней (http://disney.ru/safesurfing)
  • Проект "Разбираем интернет"(http://razbiraeminternet.ru)
  • Центр безопасности Microsoft (http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx)
  • "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности (http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/)

  • Сайт «Дружественный Рунет» (http://www.friendlyrunet.ru/safety/index.phtml)
  • Страница «Сетевая безопасность»

(http://orenwiki.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%B0 %D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D 0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C)

  • Страница «Сетевой этикет»

(http://letopisi.org/index.php/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0 %B9_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82 )

  • Безопасность детей в Интернете - что могут взрослые? (схема) (http://www.nachalka.com/node/257)

  • Лига безопасного интернета (http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/)

  • Интернет-контроль – сайт для умных родителей (http://www.internet-kontrol.ru/stati/roditelskiy-kontrol-interneta-obschenie-bez-riska.html)

  • Ваш личный Интернет http://content-filtering.ru/allinet/binet/

Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем http://kids.quintura.ru, http://agakids.ruи детского браузера http://www.gogul.tv, а также познакомить с детскими порталами и социальными сетями: http://kinder-online.ru/,http://www.detkino.ru и др.

Для отбора содержания урока могут быть использованы материалы сайта www.detionline.com (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе »), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет.

Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок- соревнование, урок-игру, беседу.

Полезные ссылки:

  1. http://www.nachalka.com/node/948- учебное видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»;

  1. http://content-filtering.ru/aboutus/- информационно-аналитический ресурс

«Ваш личный Интернет»;

  1. http://wildwebwoods.org - Онлайн-игра "Дикие Web-леса". В игре участники должны спасти всех детей, нуждающихся в помощи, собрать ключи, разные монеты(безопасности, личной тайны, информации и бдительности), а также свитки, которые помогут узнать о правах ребенка.Только выполнив все задания, а заодно и проверив свои знания о правилах безопасного поведения в Сети, участник сможет добраться до Е-города под названием "Комета" и стать его жителем. Игра предназначена от трех лет и старше;

  1. http://disney.ru/safesurfing - Безопасный интернет с Дисней. В ходе игры ребенок получает полезные советы и рекомендации о том, как работать в Интернете, и проверяет полученные знания, отвечая на вопросы викторины. Игра предназначена для детей до 10 лет и старше;

  1. http://razbiraeminternet.ru - Проект "Разбираем интернет". Игра формирует основные знания о сетевых сервисах Google и правилах безопасного поведения;

  1. http://detionline.com/mts/game- Необычные приключения в интернете от МТС;

  1. http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - «Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» - интерактивный курс по интернет-безопасности;

8) http://tyumen.beeline.ru/customers/help/safe-beeline/bezopasnost-detey/ - Дети в Интернете;

9) http://www.detionline.ru - Линия помощи "Дети онлайн" . Подробное руководство поможет обеспечить безопасность Ваших детей в Интернете;

В ходе классного часа (урока медиабезопасности) в 4-8 классах целесообразно познакомить обучающихся с международными стандартами в области информационной безопасности детей.

Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс-конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системным администратором и т.д.

Необходимо включить в классный час (или провести отдельно) вопросы интернет-урока «Имею право знать!», ознакомить обучающихся с интернет-ресурсами антинаркотической направленности:

5 классы – «Чума 21 века»;

6 классы – «Наркотики или жизнь»;

7 классы – «Всё о наркотиках»;

8 классы –«Мы – против!».

В рамках классного часа (урока медиабезопасности) в 9-11 классах целесообразно познакомить обучающихся с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в белорусском законодательстве.

Необходимо обратить внимание обучающихся на классификацию вредоносных информационных ресурсов:

  • информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей;
  • информация, запрещенная для распространения среди детей;
  • информация, ограниченная для распространения среди детей определенных возрастных категорий.

На уроке необходимо затронуть следующие аспекты:

  • перечень рисков, подстерегающих пользователя в сети Интернет;

  • рекомендации по грамотному использованию электронной почты;
  • технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена

сообщениями.

Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет-зависимости; общими правилами по безопасности в сети Интернет.

Также рекомендуется рассмотреть следующие объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные "друзья"; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации.

Обеспечить обучающихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.

Возможные формы проведения классного часа ( урока медиабезопасности) в 9-11 классах – лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.

Необходимо включить в классный час (или провести отдельно) вопросы интернет-урока «Имею право знать!», ознакомить обучающихся с интернет-ресурсами антинаркотической направленности:

9 классы – круглый стол «Мы за жизнь!», 10 классы – «Наркотики: мифы и реальность. Изготовление информационного буклета для обучающихся 8-9 классов», 11 классы – круглый стол «Имею право знать!».

Полезные ссылки:

  1. http://www.kaspersky.ru- антивирус «Лаборатория Касперского»;
  2. http://content-filtering.ru- Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»;
  3. Справочник по детской безопасности в Интернет от Google (http://www.google.ru/familysafety/)

  1. Сайт   «Компьютерная   безопасность.   Безопасность   жизни»

(http://blog.chljahsoft.net/3167)

  1. Сайт «Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения,

международный опыт» (http://i-deti.org/)

  1. Материалы  III  ежегодного  Форума  Безопасного  Интернета

(http://www.safor.ru/prezentacii11.php)

  1. Сайт «Безопасность» (http://sos-ru.info/)
  2. Сайт  «Школьный  сектор:  Права  и  дети  в  Интернет»

(http://schoolsectorp.wordpress.com/)

  1. Рубрика   "Безопасное   общение"   на   сайте   Мегафона

(http://www.megafon.ru/bezopasnoe_obschenie)

  1. Проект "Разбираем интернет" (http://razbiraeminternet.ru)
  2. Центр безопасности Microsoft (http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx)

  1. "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности (http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/)

  1. Страница «Сетевая безопасность»

(http://orenwiki.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D 0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C)

  1. Лига безопасного интернета (http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/)

Рекомендации для родителей (законных представителей) детей различных возрастных категорий.

Возраст от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Возраст от 13 до 17 лет.

В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей.Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми .Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет.Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Что посоветовать в этом возрасте?

  1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения.
  2. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).
  3. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
  4. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни.
  5. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
  6. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  7. Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
  8. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
  9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
  10. Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  11. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
  12. Расскажите детям о порнографии в Интернет.
  13. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  14. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
  15. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
  16. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.