Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

В школе с 15 - 19 января 2015 года проводится акция «Профессионализм, отвага, честь» ! Приглашаем принять участие!

Дата: 14 января 2015 в 17:45
1 054 просмотра

Цель и задачи:
1. Повышения мировоззренческих и ориентационных основ, оказания помощи в выборе будущей профессии молодежи.
2. Популяризация профессии спасателя-пожарного, движения спасателей-пожарных в Речицком районе, вовлечение в ряды Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных.
3. Формирование у детей чувства патриотизма, уважения к профессии спасателя-пожарного, гордости за свою страну.

ПЛАН

мероприятий по проведению акции

«Профессионализм, отвага, честь»

  с 15- 19 января 2015 года

№ п/п

 

Мероприятие

 

Срок исполнения

 

Ответственный

 

1

Провести конкурсы, викторины,  игры по правилам пожарной безопасности

15.01-19.01

Кл. руководители 1-11 классов, педагог доп.образования Г.Д.Яковцова

2

Принять участие в конкурсе рисунков, поделок на тему «Спасатель глазами детей»

15.01-20.02

Кл.руководители 1-11 классов, воспитатели ГПД, Е.П.Денисовец, педагог-организатор

3

Провести кинолекторий

«ВУЗы МЧС»

15.01-19.01

Кл. руководители 6, 11 классов

4

«Неделя открытых дверей». Провести экскурсию в ближайшее подразделение МЧС (ПАСП №13)

15.01-19.01

педагог доп.образования Г.Д.Яковцова

5

Провести анкетирование на факультативах ОБЖ и классных часах в 6-х и 10-11-х классах

15.01-19.01

Зам. дир. по УР Н.В.Шульгач

6

Провести презентацию журнала «Юный спасатель»

15.01-19.01

педагог доп.образования Г.Д.Яковцова

7

Организовать и провести выступление членов БМООСП и ЮС на тему «Будни спасателя-пожарного» (агитбригада, театрализованное представление перед учащимися школ)

15.01-19.01

педагог доп.образования Г.Д.Яковцова

1. «Пожарная каланча»

В городах, застроенных в основном деревянными домами, пожары представляли собой огромную опасность. Поэтому в 18 веке над зда­ниями пожарных и полицейских частей начали строить высокие башни, названные пожарными каланчами, откуда круглосуточно наблюдали за городом. Внутри таких башен находилась винтовая лестница, по которой ежедневно караульный поднимался на самый верх, где располагалась смотровая площадка.

Поскольку каланча была намного выше окружающих домов, оттуда был хорошо виден практически весь город. И если где-то появлялся черный дым или языки пламени, караульный подавал сигнал тревоги - бил в набат, поднимал сигнальный флаг, или вывешивал кожаные сигнальные шары в дневное время и фонари в ночное.

В российских городах пожарные каланчи активно строились с начала 19 века. Зажиточные купцы, «отцы города», первым делом строили каланчи и пожарные депо, стараясь уберечь от пламени свои лавки и особняки. В больших городах уже Советского Союза наблюдательные башни возводились вплоть до 1930-годов. 

Сегодня в Беларуси сохранились 11 пожарных каланчей. Единственная каланча в белорусской столице находится в Октябрьском районе. В 1950-е годы во всей округе не было практически ни одной пятиэтажки. И этот «фитиль» казался небоскребом среди небольших деревянных домов.  Когда в 1970-ые годы в городе стали активно строиться блочные дома и пожарную каланчу «заперли» панельные гиганты, от ее услуг пришлось отказаться.

С развитием телефонной связи необходимости в постоянном визуальном наблюдении за населенными пунктами уже не существует. Сегодня по своему прямому назначению пожарные каланчи уже не используются. В них, как правило, сушатся пожарные рукава или располагаются музеи пожарного дела.

 

2. «Каска».

Впервые каска в качестве боевого элемента униформы появилась у пожарных команд Беларуси в 1850 году. Брандмейстерам выдавали бронзовую вызолоченную каску с высоким гребнем, чешуей и кокардой, в щите которой размещался герб губернии. Для нижних чинов предназначалась медная каска также с чешуей и гербом, но уже с низким гребнем. Пожарные каски такого типа просуществовали до распада Российской империи.

А вот единообразия в форме представителей добровольных пожарных организаций долгое время не было. Они носили каски, которые закупались у различных зарубежных производителей. Кстати, в среде добровольцев каска стала выступать еще и в роли награды. Для этих целей устанавливались специальные кокарды, как правило, золотые или серебряные. Такой вид поощрений использовался, по крайней мере, до конца 1920-х годов.

С образованием СССР появился и новый тип пожарной каски: медная – для рядового и никелированная – для начальствующего состава. Конструктивно она мало чем отличалась от предыдущих. А вот принципиальным отличием стало обязательное ношение вуали Винклера и назатыльника, а также введение общей для всех эмблемы - треугольника из языков пламени, скованных цепями, с изображением ствола и двух топоров. Вскоре, в целях экономии, такие каски стали изготавливать из листового железа, окрашивая корпус черным огнеупорным лаком.

Во время Второй мировой войны начинается выпуск более подходящих к условиям военного времени стальных армейских шлемов, которые стали основой защитного снаряжения советских пожарных вплоть до середины 1960-х годов. И лишь в 1961 г. запущена в серийное производство новая металлическая пожарная каска, разработанная Всесоюзным научно-исследовательским институтом противопожарной обороны СССР.

К началу 1980-х годов в Беларуси появилась пластмассовая каска. Это было защитное средство улучшенной формы с прозрачным козырьком, крепящимся к корпусу на двух шарнирах. Цвет каски варьировался от белого до светло-желтого, а максимально допустимая температура воздействия на корпус составляла 130 градусов.

Именно эти каски продолжали использоваться в пожарных подразделениях и после распада Советского Союза. Лишь в конце 1990-х годов в Беларуси были разработаны и запущены в серийное производство два вида пожарных касок и пожарный шлем из материалов с огнеотталкивающими свойствами. Сегодня в подразделениях МЧС используются шлемы как отечественных, так и иностранных производителей, которые отвечают всем современным требованиям.

 

3. История развития пожарной службы; основные этапы становления, история развития ВПС РБ.

В настоящее время трудно сказать,  когда именно человек впервые организованно противостоял  огненной стихии.  Но существует ряд достоверных источников, свидетельствующих о попытках укрощения огня:  старинные иконы, берестяные грамоты, письма и многие другие вещи - свидетели страшных событий человеческого горя.

В языческой культуре славян прослеживается факт  поклонения огню.  Об  этом до нашего времени дошло немало легенд, сказаний, мифов.  С поклонением огню связаны такие  понятия, как свет и тепло, вечная жизнь и счастье, но также и кара за грехи ("гореть в аду"), разрушительность и пепелище пожаров.

Множество сказаний древности связано с покорением огня. Вспомним, хотя бы, о похитителе огня у богов Амирании, ставшим впоследствии богом и покровителем огня - Прометее.

Человек решил покорить огонь и он это сделал,  но очень часто  этот  "покоренный  зверь"  пытается взбунтоваться и, смерть и разруха,  горе и страх приходит в дом к человеку...

И  тогда  на усмирение лютому зверю встает тот,  кто готов в любую минуту отдать свою собственную жизнь ради другой - пожарный.  Кто эти люди, каким образом возникли первые подразделения пожарных - обо всем этом нам рассказывает история.

Первые летописные  упоминания  о пожарах и последствиях от них датируются ранним средневековьем. Русские мастера одним топором  создавали  храмы и церкви из дерева,  но многие эти творения уничтожал беспощадно огонь.  Частные междоусобные войны русских князей,  набеги  врагов,  поджоги  уносили сразу города и селенья.

 Летописи свидетельствуют  о  том времени:  "...  погоре град... погоре церковь...  пожар вельми страшен... а душ погоре много..." Первые описания пожаров встречаются в древних литературных источниках, "о геенне огненной" и "пещи обжигающей" пишет протопоп Аввакум,  моменты пожаров видны на иконах Андрея Рублева и Феофана Грека.

Известен исторический факт (946г.) и легенда о том, как отомстила княгиня Ольга за смерть мужа - князя Игоря,  окружив город древлян и потребовав дань, по три голубя и три воробья, а получив это,  приказала привязать к каждому зажженную паклю.  Птицы  вернулись  в свои гнезда и подожгли дома. Город пал.

Издревне Русь была застроена  деревянными  постройками, что и определило пожарную опасность сооружений.

По документам, сохранившимся до наших дней, есть упоминание о засухе 1365 года, когда было особенно много пожаров. Русские летописи дают представление о  пожаре  Москвы  этого года. Пожар был настолько велик,  что принял объем катастрофы. У летописцев того времени  этот  пожар  получил  название "великого пожара  всех  святых"  или "всехсвятского",  когда сгорел почти весь город.

Этот факт  послужил  к последующему строительству кремлевских стен,  но уже не дубовых, а более прочных, способных противостоять огню  (время  правления  Ивана  Калиты). Князь Дмитрий Донской решает возводить все стены города из камня.

Редко какой год в древности проходил без пожаров. Летописцы отмечают,  что за десять с небольшим лет произошло четыре огромных пожара только одной Москвы:

     - 3 мая 1331 года сгорает весь Кремль;

     - 13 июня 1337 года пожар уничтожает почти всю Москву;

     - 14 июля 1445 года пожар в Кремле;

     - 1451 год - пожар города от набега монгол.

Вплоть до середины XV века на  Руси  не  было  каких-то конкретных мер борьбы с пожарами.  Становление русской государственности дало  немало  примеров  решительных   действий борьбы с огнем.

Иван III,  участвующий в тушении пожара Москвы  в  1472 году, немедленно издает указ о мерах пожарной безопасности в городе. Если не считать до этого "Поучения" Владимира  Мономаха, в которых он упоминает о необходимости мер от огня, то указ Ивана III был первым актом  противопожарной  защиты  на Руси.

Основные меры  борьбы с бытовыми пожарами заключались в строгом ограничении или даже в категорическом запрете  пользования огнем в жаркий период и жесткое наказание виновников несчастья.

     В 1493  году  после пожара,  когда выгорели весь город, Кремль и княжьи хоромы,  Иван III издал впервые на Руси правила, направленные "супротив пожаров". В них предписывалось:

     - не топить летом бань и изб без крайней на то  необходимости;

     - не держать по ночам огня в домах;

     - кузнецам, гончарам, оружейникам, которым нужен огонь,

       вести работу вдали от домов;

     - в черте города запретить заниматься стекольным делом;

     - строго преследовать курение табака в домах.

В последующем эти правила еще более ожесточались.  В водились телесные наказания виновным в пожарах,  а за  поджоги карали смертной казнью (сжиганием на костре).  В 1654 году в систему наказаний за поджоги внесена поправка:  сжигание заменялось повешением.

Спасая от пожаров Кремль, Иван Грозный велит снести все деревянные строения на 110 сажен (235 метров) вокруг стен, а образовавшийся пустырь стал прообразом современных  противопожарных разрывов.

Но тем не менее пожары на русской земле  не  унимаются. Горят Новгород и Псков,  Смоленск и Минск,  Рязань и Тверь и многие другие города.

Известны факты крупных пожаров городов Европы. Немецкий город Любек грел несколько раз, причем однажды от него осталось только  пять  домов. Страсбург в  XIV веке горел восемь раз. Дважды полностью выгорал Берлин. В 1666 году Лондон потерял 460 улиц и более 13 тысяч домов.  Таковы были последствия огненной стихии.

После постоянного возмещения убытков, причиняемых пожарами, люди поначалу неумело и бессистемно берутся за организацию пожарного дела.

В 1504 году в Москве создается пожарно-сторожевая охрана, а  также вводится система контроля за "сбережением города от огня и всякого воровства".  Город разделен на  участки  и заставы.

В середине XVI века обязанности пожарной охраны  возлагаются на стрелецкое войско,  созданное к этому времени. Использование армии в этих целях предпринято впервые в мире.

Специальный указ  Ивана IV (Грозного),  изданный в 1547 году гласит,  что жители обязаны держать на крышах и во дворах бочки с водой. Этот указ был первым нормативным документом об использовании местных средств пожаротушения.

В 1647 году в "Соборном уложении" предусматриваются меры наказания за умышленные поджоги.  В царствование  Алексея Михайловича (отца Петра I) законодательная система "о пожарных правилах" устанавливается в 1649 году,  где "суд и расправа во всех делах в государстве производится".  Последующие царские указы 1654 и 1669 годов подтверждают степень наказания смертью, но сожжение на костре заменяется повешением.

В законодательных актах XV-XVII веков содержатся  меры, направленные как на тушение пожаров,  так и на их предотвращение. К тушение пожаров привлекались все жители  города,  а на большие пожары выезжали "большие бояре".  За топкой печей следил  и сбором штрафов, за нарушение "правил от огня" занимался "объезжий голова", назначаемый также из бояр. Ему придавались в помощь неограниченное число стрельцов, с которыми он объезжал днем и ночью, зорко следя за тем, что выходит за рамки обыденной жизни. Объезжему  голове  предписывалось "во дворах у всяких чинов,  людей,  изб и бань наложить печати".

Исключение допускалось только для домов, где были роженицы и больные люди. Во время топки велено было "тех дворов людям с приставы в избах быть с водою и с помелом и веником  до  тех пор, пока они избы топят".  За несоблюдение таких правил полагалась беспощадная кара.  Серьезный толчок  развитию профилактических мер по предотвращению пожаров дал  Петр  I.  Первые  распоряжения  при строительстве Санкт-Петербурга  были  запреты  на деревянные

дома.

Большими темпами  двигалось развитие пожарной техники и вооружения. Создавались простейшие механизмы  пожаротушения, которые в дальнейшем более усовершенствовались.

Самые первые упоминания о средствах пожаротушения относятся к II-I веку до н.э., когда был изобретен толкающий водяной насос Витрувия и водометная машина Ктесибия.

В 200 году до н.э. грек Ктесибий изобрел насос для всасывания и выбрасывания воды,  а его ученик Герон описал устройство наконечника,  через который воду подавали на тушение пожаров.

Усовершенствование ручного насоса,  как надежного механизированного средства тушения  связано  с  именем  Яна  Ван Дер'Гейде. В  1672  году он заменил в насосе неудобную поворотную шейку длинными гибкими пожарными рукавами из  парусины. Позже их стали шить их кожи, а в конце XIX века заменили ткаными. В России тканые пеньковые рукава были изготовлены в 1897 году, а в 1903 году появились прорезиненные рукава.

Впервые также упоминается о насосах в 1439 году, состоящих их трубы, поршня и наконечника. Изобретение приписывают мастеру А.Платнеру из  Аугсберга  (Германия).  В  1665  году Г.Гаутц из Нюрнберга соединил воздушный колпак с трубой, что дало возможность получать непрерывную водяную струю. Приблизительно  в  это  время появились медные всасывающие рукава.

Производство пожарных труб в России было налажено в XVII веке М.Терентьевым и В.Протопоповым,  а в XIX веке предприятия России изготовляли более 20 типов  ручных  пожарных  насосов отечественных конструкций.

В начале XVII века в России при тушении пожаров довольно часто  применялись  простейшие  механизмы.  Было налажено производство пожарных труб.  Первые образцы этих  механизмов состояли из  металлической  трубы с наконечником,  в которой двигался поршень.  На смену этому примитивному насосу приходит двухцилиндровый поршневой насос.

В 1724  году  была изобретена труба с всасывающим рукавом, что позволило делать забор воды из открытого водоисточника.

В 1739  году  русский механик Андрей Нартов изобрел пожарный насос, который имел оригинальную конструкцию.

 В 1752  году  Михаил  Степанов сделал заливную пожарную трубу, имеющую лучшую конструкцию, чем западные образцы.

В 1777  году П.Дальгерн сконструировал механическую пожарную лестницу,  а в 1809 году К.Соболев изобрел  выдвижную трех коленную пожарную лестницу.

В 1822 году братья Бурбах (Германия) изобрели  пожарный рукав без шва, но реализовалось это изобретение только в середине XIX века.

В 1902  году  А.Лоран открыл огнетушащие свойства химической пены,  а в 1904 году сконструировал первый  огнетушитель "Эврика",  но  не  находя поддержки в реализации своего изобретения в России,  инженер продал свой патент на огнетушитель одной из немецких фирм.

Н.Зимин разработал первые конструкции пожарных  гидрантов и  колонок,  но  из-за медленного развития водопровода в городах это изобретение так и не нашло своего полного применения.

Вплоть до изобретения парового  пожарного  насоса  1829 года (системы Брайтаута и Эриксона,  г.Лондон), пожарная водо-заливная труба оставалась основным  средством  пожаротушения. В  России  изготовлять паровые пожарные насосы начали с 1868 года (изобретатель А.Шпаковский), а с 1882 года их производство организовано на заводе "Густав Лист" в Москве, который с 1863 года  специализировался  на  выпуске  пожарного оборудования.

В пожарных командах Западной Европы XVII века на пожарной каланче устанавливаются стационарные подзорные трубы для наблюдения за местностью,  а в 1837 году на башне Св.Стефана г.Вены установили "топоскоп",  который при повороте в вертикальной или горизонтальной плоскости отсчет  по  специальным указателям давал координаты пожара в городе.

Для вызова пожарной команды на пожар применялся  звуковой сигнал  тревоги,  а данные о пожаре сообщались с помощью пневматической почты (дозорный вкладывал адрес выезда в капсулу, вставлял в воронку, закрывал крышку и качал ручным мехом трубопровод,  адрес выходил в казарму).  Позже  вводится система флагов, шаров, крестов и фонарей, поднимаемых на каланче, указывая район и номер пожара или требование дополнительных сил.

В 1833 году в С.-Петербурге введена система  сигнализации, при  помощи которой извещение пожарной команды производилось с помощью простейшего переговорного устройства, изобретенного русским инженером П.Шиллингом в 1832 году.  Позже, после изобретения С.Морзе знаковой системы телеграфных аппаратов, в  пожарных частях вводится телеграфная система сообщений о пожарах.

В 1884  году  Московской  Думой  приобретена в Германии трехколесная механическая лестница со шпиндельным  подъемом, длиной 18  метров и несущей способностью при наклоне 80 градусов в 250 кг., а при наклоне в 60 град. - до 80 кг.

В 1863  году  в  Москве открылся завод противопожарного оборудования, а в 1878 году - в Петербурге,  а также  открылись отделения в Киеве, Харькове и Риге.

К концу XVIII-сер.XIX вв. в городах России существовало несколько мастерских по изготовлению пожарного оборудования.

В начале XIX столетия  с  развитием  новых  технических изобретений в  крупных  городах России ведется строительство водопровода и водозаборов, которые используются в дальнейшем для тушения пожаров.

                        

*  *  *

Полным ходом шло развитие правовых мер в области  обеспечения пожарной безопасности к середине XVIII века

Указом от  7  августа  1722 года предписывалось во всех селах и городах после пожаров вновь строить дома лишь  рядом по два и с разрывом по ширине улицы 30 сажен, а хозпостройки строить позади домов и за огородами не ближе 35 сажен от остальных построек,  причем  требовалось,  чтобы все постройки делались по чертежам,  изданным Петром I в 1721 году.

Чтобы предупредить панику на пожарах, навести дисциплину и порядок,  Петр I ввел единоначалие. Руководство пожаротушением возлагалось на воевод.  Согласно петровскому указу, в 1722 году на воротах дворов стали  вывешивать  изображении топоров, кирок,  ведер, багров, ломов и других инструментов,

которые в случае пожара должен был выставить каждый двор.

В 1737  году  в  Санкт-Петербурге была учреждена особая строительная комиссия, в обязанность которой входило следить за строительством новых домов, где предъявлялись специальные нормы строительства. Только в 1832 году впервые в России был опубликован "Строительный устав", что и послужило в дальнейшем созданию строительных норм и правил (СНиП).

В 1763 году в Петербурге и Москве в составе полиции учредили пожарные конторы, а затем их переименовали в 1798 году в пожарные экспедиции,  а в 1803 году - в пожарные команды. Вплоть до 1917 года команды подчинялись полиции,  пожарных зачастую  привлекали к занятиям не по своим основным задачам: поливать и убирать улицы около домов городских  властей, зажигать уличные фонари, ловить бродячих собак, перевозить трупы людей,  чистить отхожие места,  мыть полы, носить дрова и возить воду в дома начальства и т.д.

 В дальнейшем  многими  руководителями  пожарных  команд ставится вопрос перед властями городов о координальном изменении порядка несения службы в частях,  а также о  скорейшей реорганизации пожарной охраны.

 

      4. Развитие  пожарной  службы  в  период XIX -2нач.XX вв.

     Создаются первые пожарные подразделения  профессионального уровня.  Первое  упоминание об этом датируется 1763 годом, но наиболее конкретно решается вопрос 31 мая 1804 года, когда в  Москве впервые организуется профессиональная пожарная охрана.  К началу 1812 года имелось уже 20 пожарных частей.

     Все пожарные части крупного города объединялись в  одну пожарную команду,  во главе которой стоял  брандмайор. Пожарная охрана подчинена полиции.

     Руководство пожарными  подразделениями  на  пожаре и во время службы возложено на  брандмейстеров   и  их  помощников. Специалисты пожарного  дела  отсутствовали и поэтому функции управления выполняли бывшие штатские чиновники  или  офицеры армии.

     Основным средством тушения пожаров были заливные трубы, а подача  воды                                                                                                                                                                

50 человек,  из  них 12 посменно качали коромысла насоса,  8 человек обслуживали выкидные рукава и  стволы,  а  остальные выстроившись в  ряд подавали воду к трубе ведрами из водоисточника. Дальность действия водяной  струи  составляла  8-10 метров при  максимальной  производительности  трубы около 20 ведер в минуту (3 литра в секунду).

     Снаряжение первых   пожарных  команд  было  более,  чем скромным: бочка с водой, ручной насос, короткие рукава, несколько брандспойтов, ведра, лопаты, багры, ломы и топоры.

     Комплектование пожарных команд до 1873 года  производилось солдатами нестроевой службы, а затем - по вольному найму на договорах.

     Пожарная команда состояла из нескольких частей, которые имели свои районы выезда.  Постепенно пожарные команды стали создаваться в других губернских городах  (в  том  числе,  на территории Белоруссии).  С  учреждением  пожарных команд там отменили пожарную  повинность:  обыватели  освобождались  от поставки ночных  пожарных сторожей,  содержания пожарных работников.

     Страшным событием  начала XIX века современники считают пожар Москвы 5 сентября 1812 года, который прекратился только 8 сентября, после чего от города осталось пепелище. После пожара в городе из 9151 жилого  дома  осталось  2555  домов. Потребовалось десять  лет,  чтобы полностью восстановить город.

     Многими крупными пожарами отмечены конец XIX-нач.XX вв.

     4 мая 1895 года в Брест-Литовске сгорело  49  кварталов из 69,  погибло много людей, без жилья осталось около 20 тысяч жителей.  2 мая 1917 года почти полностью  сгорел  город Барнаул.

     Статистика свидетельствует,  что наиболее опустошительные пожары были в сельских населенных пунктах.  Каждая  чет-

верть века деревенская Россия выгорала почти дотла.  На долю

деревень приходилось до 90% всех пожаров.

Реорганизация пожарных команд начинается с середины XIX века.

        Для упорядочения деятельности службы пожарных команд  в 1832 году  выходит "Пожарный устав",  а с 1818 года издается "Практическое наставление  брандмейстерам",  как  справочное пособие по организации службы и тушении пожаров.

В 1853 году утверждается "Нормальный табель состава пожарной части   в   городах",  упорядочивший  организационную структуру пожарной охраны.

К 1853 г.  были созданы пожарные команды в 460 городах. "Нормальный табель" (штат) личного состава и  оснащения  пожарных частей зависел от числа жителей.  Например: при числе города до 2 тысяч предусматривалось 5  рядовых  унтер-брандмейстеров, 2 пожарные трубы, более 50 единиц инструмента и 7 лошадей. От 10 до 15 тысяч -  1  брандмейстер,  36  пожарных служителей, 4 трубы, 120 единиц инструмента и до 35 лошадей.

Пожарная часть содержалась за счет городского бюджета. Наряду с профессиональными пожарными командами  появились так называемые "общественные".  Первую такую команду из 18 человек организовали в 1843 году в  г.Осташкове  Тверской губернии. А  в 1863 году МВД России распространило опыт "осташковцев" и рекомендовало создавать  общественные  пожарные команды в других городах.  Стали также появляться добровольные пожарные дружины. В тех городах и селах где не было профессиональной пожарной охраны, добровольцы были решающей силой в тушении пожаров.

     Начало развития  добровольчества можно считать 1861 год. С этого года в России создаются первые добровольные пожарные общества с  уставной организацией (гг.Ревель,  Юрьев,  Каменец-Подольский, Псков и др.). В 1893 году в связи с развитием добровольчества учреждено Императорское Российское пожарное общество.

     В 1893 году при Главном  Совете  Российского  пожарного общества был организован Технический комитет,  который координировал деятельность пожарных обществ и проводит конференции пожарных.

     К 1913  году в России на 1026 городов и более 250 тысяч населенных пунктов насчитывалось около 6 тысяч  добровольных пожарных дружин, объединявших 400 тысяч человек из различных сословий.

     Датой создания объектовой пожарной охраны можно по праву считать создание первых пожарных команд на  крупных  промышленных предприятиях в 1870 году.

     Происходит очередная реорганизация  городских  пожарных команд. Каждый поступивший в пожарную команду заключал с администрацией контракт на срок не менее 1 года и вносил залог в  размере месячного оклада.  При досрочном увольнении залог не возвращался.

     Служба в пожарных частях была односменной. Рабочий день начинался в  5  утра и продолжался 15-16 часов.  Только один раз в неделю пожарный мог отлучиться с территории  части  на три часа  в баню и получить увольнение на сутки раз в месяц. Не угодившие брандмейстеру не получали  увольнения  по  несколько месяцев. Пожарные поочередно несли постовую службу на каланче, у ворот, на конюшне и в других местах. Дисциплина в пожарных частях  была отчасти палочной.  За малейшую провинность били по лицу, наказывали розгами, сажали в карцер, посылали вне  очереди  стоять  на каланче с ранцем в 12-16 кг. или у ворот под колоколом.

     В 60-70-х гг. XIX века царское правительство переложило все расходы на содержание пожарных команд на городское самоуправление. Это имело плохие последствия для населения,  так как все  были  не заинтересованы в надлежащей организации пожарной охраны.  Таким образом средств выделялось по минимуму и этим сказывалось на качество пожаротушения.

     С 1860 по 1909 гг. количество пожаров в стране увеличилось в 7 раз, материальный ущерб в 5 раз, сгорело строений в 4 раза больше, чем за предыдущее пятидесятилетие.

     Огромный ущерб  наносили  лесные  пожары.  Материальный ущерб от пожаров в России составил в 7 раз больше, чем в западноевропейских странах.

     Только в 1912 году в России сгорело полностью или  частично 64 предприятия,  в том числе 10 металлообрабатывающих, 15 деревообрабатывающих,  9 химических и нефтеперерабатывающих заводов,  24 предприятия пищевой промышленности, 6 текстильных фабрик.

Такая политика  в  отношении организации пожарного дела не устраивает самих пожарных.  После событий 9  января  1905 года пожарные Петербурга первыми обратились в городскую думу с петицией, в которой требовали увеличения жалованья, выдачи пособий и предоставление квартир. Требования были отвергнуты под предлогом,  что пожарная команда якобы является  военной организацией. Пожарные также протестовали против использования их в качестве почтальонов во время  забастовки  почтовых служащих, полицейских курьеров, помощников полиции в разгоне рабочих демонстраций. Эти события повторились уже в 1906 году в Москве, когда состоялось собрание представителей пожарных частей, которые выдвинули требования об увеличении заработной платы,  представлении выходного дня. Власти отклонили просьбу московских пожарных,  а организаторы  собрания  были арестованы. Однако брожение среди пожарных нарастало.  В одной из газет того времени об этом заметили:  "Волнение среди

серых героев".

     В октябре 1913 года на Охтинском кладбище под Петербургом собрались  пожарные представители городских команд.  Пожарные на могилах своих погибших  при  исполнении  служебных обязанностей товарищей, решили до конца отстаивать свои права. Многие из этого собрания были арестованы по обвинению  в нарушении воинской дисциплины.

     С вступлением России в 1914 году в первую мировую войну брожение среди пожарных утихло. К тому же пожарные пользовались льготами в виде отсрочки от призыва в действующую армию.

     Февральская революция  1917 года не внесла существенных изменений в жизнь пожарных. В командах по прежнему был жесткий порядок.

.В мае 1917 года в Петербурге состоялось так  называемое учредительное собрание об организации Всероссийского профессионального пожарного союза.  Деньги на содержание союза собирались по подписному листу. Тем не менее, принятое обращение к правительству об  улучшении  экономического  положения осталось без последствий.

     Нельзя сказать,  что царское правительство  не  уделяло внимания пожарной безопасности.  Постоянная угроза возникновения опустошительных пожаров, особенно в летнее время, заставляла принимать меры предупредительного характера. Нарушителей пожарной безопасности  жестко  наказывали,  вплоть  до

смертной казни. Особенно сильно развивалось и поддерживалось со стороны правительства пожарное  добровольчество.  Выделялись средства  для  организации  новых пожарных команд в губернских городах.

 

       5.Становление советской пожарной охраны.

     17 апреля 1917 года В.И.Лениным был подписан декрет "Об организации государственных  мер  борьбы с огнем" (опубликованный 24 апреля 1918 года в очередном номере "Известий"), в котором были  заложены  основы  и система советской пожарной охраны, учрежден центральный орган управления - Пожарный Совет.

     Пожарный Совет возглавил комиссар по делам  страхования и борьбы  с огнем - М.Т.Елизаров.  Пожарный Совет состоял из 23 членов из представителей советских органов власти и  различных общественных  организаций.  Дела  в  Совете  решались простым большинством голосов и вступления  в  законную  силу после одобрения  главным  комиссаром  по делам страхования и борьбы с огнем.  Все правительственные, общественные частные организации, учреждения  и лица обязаны были подчиняться вошедшим в законную силу  постановлениям  Пожарного  Совета  и представлять в  Комиссариат  по делам страхования и борьбы с огнем отчеты, статистические данные и прочие сведения на основании установленных Советом правил.

     Таким образом, главная цель Совета состояла в том, чтобы проводить единую политику в обеспечении пожарной безопасности в стране.

     В октябре 1918 года в Москве состоялась I Всероссийская конференция работников пожарной охраны,  где решались важные вопросы по  созданию новой системы пожарной безопасности молодой советской республики.

     31 октября 1918 года в постановлении Народного Комиссариата Труда "О  наказе  инспекции  труда"  был  предусмотрен комплекс противопожарных мер в промышленных зданиях.

     В целях  укрепления  профессиональных  пожарных  команд принято решение  о приостановке призыва в Красную Армию профессиональных и добровольных пожарных команд, которые поступили на службу до 14 октября 1918 года.

     В ноябре 1918 года ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) принял постановление "Об управлении пожарным и  страховым делом РСФСР" и положение,  в котором говорилось, что Пожарно-страховой отдел ВСНХ возглавляет общее  руководство  и заведование пожарным и страховым делом в республике,  разрабатывает и  осуществляет  мероприятия  по  предупреждению  и борьбе с пожарами.  В функции Пожарно-страхового отдела входило также определение потребности в  пожарной  технике,  ее учет и распределение,  выдача ссуд на противопожарные мероприятия,  введение  общегосударственной  статистики  пожаров.

Постановлением также определялись функции губернских и уездных пожарных органов.  Лишь в 1920 году пожарное дело сосредоточилось в Народном Комиссариате внутренних дел (НКВД).

     В апреле 1919 года  руководство  Всероссийского  добровольного пожарного общества заявляет о том, что пожарное дело в России должно оставаться  вне  политики.  Всероссийский профессиональный союз  пожарных  расценил  руководителей общества как саботажников и контрреволюционеров,  а в мае 1919 года решением  Коллегии  пожарно-страхового отдела ВСНХ деятельность ВДПО была  приостановлена,  а  имущества  передано профессиональной пожарной охране.

     Согласно "Положению о НКВД РСФСР", которое было утверждено постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК - 12 июня 1921 пожарный отдел переходит в состав Главного управления  коммунального  хозяйства. А еще позднее,  в 1934 году с образованием общесоюзного

НКВД СССР в его составе опять оказывается  пожарная  охрана, во главе  которой образуется Главное управление пожарной охраны НКВД СССР. В данном составе пожарная охрана страны просуществовала (лишь меняя аббревиатуру "ПО НКВД",  "ВПО МВД", "ВПС МВД"), вплоть до распада СССР (1991-92гг.).

     Но это было потом, а как же развивалась пожарная охрана нового советского государства?  Вот лишь некоторые  события, говорящие о переменах и реорганизации пожарной охраны.

     23 апреля 1921 года Совет Труда и Обороны обсудил  вопрос о положении пожарной охраны в республике и принял постановление о мерах борьбы с пожарами.  В  соответствии  с  эти постановлением управление пожарной охраной передано в НКВД.

     4 мая  1921 года Совет Труда и Обороны принял постановление "О мерах к сохранению пожарных обозов и содержанию  их в постоянной готовности".  Под страхом предания суду воспрещалось пользоваться пожарными лошадьми, инвентарем и рабочими на посторонние, не относящиеся к пожарному делу работ без соглашения с  пожарной  командой.  Воспрещалось  также  всем должностным лицам при тушении пожаров вмешиваться в распоряжении брандмайоров и брандмейстеров,  начальников добровольных дружин и пожарных старост.  Во исполнение данного постановления Наркоматы труда и внутренних дел совместно  с  Всероссийским Центральным   Комитетом  Профессиональных  Союзов (ВЦСПС) 13 мая 1921 года определили перечень работ, возлагаемых на  пожарные  команды.  К  таким работам были отнесены: "выезд и работа на пожарах,  ученье теоретическое и  практическое, уход за лошадьми,  уборка снаряжения и обоз, служебных помещений и казарм,  подача первой помощи при  катастрофах, наряд  пожарных при выжигании дымовых труб,  постоянная служба на каланче и у ворот конюшни, дежурства и дневальства в казармах,  телефонных и сигнализационных комнатах, несение караульной службы в театрах,  цирках и  прочих  общественных местах. Никаких иных работ, не относящихся непосредственно к пожарному делу, на пожарных не возлагалось.

     В этом же месяце 1921 года Советом Труда и Обороны постановил признать задания,  возложенные на  органы  пожарного управления и  работу  пожарных организаций ударными со всеми вытекающими из этого последствиями,  а также предложить ВСНХ ускорить изготовление  пожарного  инвентаря,  включив в план ударных работ 1921 года.

     В целях современной и быстрой переброски организованной пожарной помощи при возникновении стихийных пожаров в России 4 мая 1921 г. Совет Труда и обороны обязал Народный Комиссариат внутренних дел по соглашению с  Народным  Комиссариатом путей сообщения организовать и ввести в действие семь дежурных пожарных поездов с местами стоянок  в  Москве,  Бологом, Вологде, Смоленске, Курске, Самаре и Екатиренбурге.

     18 мая  1921 года Совет Труда и Обороны постановил произвести в месячный срок мобилизацию 3000 лошадей, годных для службы в  пожарных командах из армии,  гражданских и военных учреждений.

     7 июня 1921 года - постановление Совета Труда и Обороны "Об учете пожарного имущества в республике", документ определил порядок  учета и планомерного распределения пожарных машин, приборов, инвентаря, запасных частей.

     10 июня  1921  года  - постановление ВЦИК и СНК введено "Положение о Народном Комиссариате внутренних дел(НКВД)",  в котором определились и функции пожарного отдела.

     28 декабря 1921 года вышло постановление СТО о  предупреждении и пресечении пожаров на нефтескладах республики.

     1 июня 1922 года постановление  ВЦИК  введен  Уголовный кодекс РСФСР, устанавливающий строгие меры наказания за поджоги.

     Вопрос о  борьбе с лесными пожарами обсуждался на заседании Совета Труда и Обороны 28 июля 1920 года.

     23 марта 1923 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция  пожарных  работников.  В работе конференции приняли участие делегации пожарных Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана,  представители наркоматов,  ВСНХ,  ВЦСПС, добровольных пожарных дружин фабрик и заводов.

     По решению Советского правительства в декабре 1924 г. в Ленинграде был открыт пожарный техникум с трехгодичным  сроком обучения.

     Постановлением Народного Комиссариата Труда РСФСР от 22 октября 1924  года  в пожарных командах вводится  трехсменная система работ.

Для дальнейшего укрепления пожарной охраны РСФСР принимаются следующие меры: изданы постановления по противопожарной охране фабрик и заводов,  учрежден специальный фонд дачи ссуд и пособий на противопожарные мероприятия.

     В 1925 г.  Ленинградский гидромеханический завод выпустил первую партию пожарных автомобилей,  их также начали изготовлять на других заводах.  К концу 1927 г.  на вооружении пожарной охраны насчитывалось уже около 400 пожарных автомобилей, т.е.  примерно в 40 раз больше, чем до 1917 г. Пожарная охрана Москвы,  Ленинграда,  Киева, Баку и многих других городов страны была полностью оснащена пожарными автомобилями. Организовалось  массовое  производство  ручных насосов и огнетушителей. Многие текстильные предприятия  оборудовались спринклерными установками.

     Наряду с этим в организации пожарной охраны имелись существенные недостатки.   Техническая  оснащенность  сельских добровольных пожарных дружин была слабой. Строительство зданий и сооружений в ряде случаев велось без соблюдения требований пожарной безопасности.  В центральной части  России  и Сибири традиционными  строительными  материалами  оставались

дерево и солома.

     Президиум ВЦИК  направил  19  июля  1926 г.  наркоматам РСФСР,  республиканским, краевым, областным и губернским исполкомам циркуляр,  в котором предлагалось завершить организацию органов пожарного надзора,  для чего организовать  управления  пожарной охраны там,  где они еще не были созданы, усилить пожарную охрану на предприятиях, в культурно - просветительских и лечебных учреждениях, провести широкую кампанию по вовлечению в пожарную работу крестьянских масс путем  образования добровольных пожарных дружин.

     Совет Народных Комиссаров СССР 15 апреля 1927 г. принял постановление,  согласно которому ответственность за обеспечение пожарной  безопасности  фабрик,  заводов,  мастерских, складов  возлагалось  на руководителей этих объектов.  Кроме того, правительство приняло решение о создании системы Государственного пожарного надзора.  Первое положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР  было  утверждено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 18 июля 1927 г.

Тридцатые годы характеризуются бурным развитием оборон-

ной  работы  в  частях пожарной охраны.

     Для подготовки кадров открылись новые пожарно-технические учебные заведения: Уральский, Сибирский, Ивановский, Запорожский, Ростовский и Харьковский  пожарные  техникумы.  В 1933 году открыт факультет инженеров противопожарной обороны при Ленинградском институте инженеров коммунального  хозяйства.

     В 30-е годы были открыты многочисленные курсы повышения квалификации практических   работников,  развернута  широкая сеть учебных отрядов,  в которых готовили младших специалистов пожарного  дела.  До  этого в России существовало только два учебных заведения такого типа:  учебная команда и  курсы пожарных техников в Петербурге.

     Быстрым темпом шли разработки  новых  способов  тушения пожаров и средств защиты.  Наряду с традиционными приемами и способами тушения пожаров,  основанными главным  образом  на использовании воды,  стали внедрять новые приемы и огнетушащие средства - водяной пар,  углекислый газ и азот, химическую и воздушно-механическую пену, порошки.

     Появление изолирующих противогазов,  специальных вентиляторов (дымососов)  существенно расширило область тактических действий личного состава внутри задымленных зданий и сооружений.

     Постановлением ЦИК  и СНК СССР от 3 января 1930 года "О службе в пожарных организациях"  определено,  что  служба  в этих организациях регулируется Кодексом законов о труде.

     В 1932 году была создана военизированная пожарная охрана НКВД (ВПО НКВД) на ряде важных объектов народного хозяйства,  а с 1941 года ее стали создавать  в  крупных  городах. Комплектование ВПО производилась по вольному найму, а поступивший на службу в ВПО обязан был принять присягу.

     В стране проводятся первые  соревнования  по  пожарному спорту. В 1936 году в Киеве состоялись первые всесоюзные соревнования по пожарно-прикладному спорту,  в программу которых  входили  работа со штурмовой и выдвижной лестницами,  а также боевое развертывание. В 1937 году программу соревнований дополнили пожарной эстафетой. Лауреатами первых соревнований были пожарные Москвы,  Свердловска и Ленинграда. Программы  соревнований  тех  лет,  а также различные упражнения явились прообразом современных видов пожарного спорта.

     Проблемы научно-технического обеспечения решаются путем создания специальных учреждений. В 1937 году на базе лаборатории был создан Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ЦНИИПО),  который позже был переименован  во  Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны МВД СССР (ВНИИПО).

     Правительством пересматривается  ряд новых документов в области реорганизации пожарной охраны.  В "Положении о государственном пожарном надзоре и о городской пожарной охране", утвержденном пожарном надзоре и о городской  пожарной  охране",  утвержденном  постановлением ЦК и СНК СССР от 7 апреля 1936 года N 52/654 определены источники содержания  пожарной охраны,  ее подчиненность,  порядок установления численности пожарной охраны и комплектования подразделений и др. Личному составу присвоена форма обмундирования, введено обязательное страхование работников на случай смерти или увечья  при  исполнении служебных обязанностей.

     Постановлением ВЦИК и СНК СССР 7 апреля 1936 г.  "О государственном пожарном надзоре" были  определены  функции  и права органов Государственного пожарного надзора на территории страны.

     Важным актом  в  области  технической политики пожарной охраны явилось издание в 1939  году  общесоюзного  стандарта (ОСТ 00015-39),  который регламентировал требования пожарной безопасности в строительстве.

     Война с фашистской Германией создало значительные трудности в развитии пожарного дела,  все силы и средства пожарной охраны были брошены на борьбу с врагом.  Тысячи пожарных с оружием в руках мужественно сражались на фронтах и в тылу, многие  обороняли  осажденный Ленинград и подступы к Москве. На территории Белоруссии пожарные сражались  в  партизанских

отрядах и подполье.

     После окончания войны основной задачей было поднятие из руин и пепла городов и сел.  Уже к 1950 году почти полностью было восстановлено разрушенное войной народное хозяйство. Самоотверженно трудились  и  пожарные.  В полном объеме возобновили работу  учебные  заведения,  готовящие  пожарных

специалистов, значительно увеличился выпуск пожарной техники.

     Возникают новые проблемы, так как в практику градостроительства входят высотные здания. Особое место занимают среди других объектов, учреждения с массовым пребыванием людей.

     В 1946  году  по  решению правительства во всех крупных городах СССР были организованы подразделения ВПО МВД.

     Для организации противопожарной защиты на предприятиях 1954 году Совет Министров принял постановление "Об организации добровольных пожарных дружин на промышленных предприятиях, стройках, базах, складах и других объектах министерств и ведомств".

     С 1959 года весь личный состав городской профессиональной (невоенизированной) пожарной охраны переведен на семичасовой рабочий день. При этом порядок несения службы дежурных караулов пожарных частей и лиц,  находящихся на  непрерывном дежурстве, установлен четырех сменный (сутки дежурства,  трое суток отдыха).

     С 1966  года  ведомственная  пожарная охрана передана в ведение МВД СССР,  что предоставило возможность из  малочисленных разобщенных  пожарных  команд создать крупные боеспособные подразделения профессиональной пожарной охраны (ППО).

     В 1970 году министром внутренних дел СССР по согласованию с Советами Министров союзных республик,  Госпланом СССР, Госстроем СССР,  Минфином СССР, Госкомтрудом, ВЦСПС и Юридической комиссией при Совете Министров СССР - утверждено "Положение о  профессиональной пожарной охране МВД СССР".

     ППО МВД создавалась в городах,  населенных пунктах и на объектах народного  хозяйства  СССР в порядке,  определяемом советами министров союзных республик,  за исключением  городов, промышленных и других объектов, где существовала военизированная пожарная охрана (ВПО) МВД.  Задачи ППО стояли такие же  как и перед ВПО:  тушение пожаров,  спасение людей и профилактические функции на объектах, в городах и населенных пунктах.

     Подготовка работников ППО осуществлялась в учебных  отрядах ВПО МВД,  школах по подготовке начсостава пожарной охраны и учебных пунктах.  Один из первых учебных пунктов  ППО был создан в Московской области в 1971 году.

     Были созданы подразделения специальной  службы  ППО,  к которым отнесли отряд (часть) технической службы, учебный отряд (пункт) и пожарно-технические станции.

     Организация данных подразделений осуществлялась в целом за счет лимита по труду ППО МВД приказами министров союзных, автономных республик, если в указанных нет ВПО.

     При наличии  в республике,  крае,  области двух и более видов пожарной охраны в случае необходимости вводился дополнительный штат за счет утвержденного плана по труду ППО.

     При создании ППО на объектах народного  хозяйства  СССР был утвержден  постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 6 октября 1969 года - типовой договор на создание пожарной охраны на объекте.

     На подразделения ППО были установлены разряды  по  численности личного  состава  подразделений  (типично разрядной системе ВПС МВД Республики Беларусь).

     В период  реорганизации  пожарной охраны в стране (60-е гг.), начиная с 1966 года в профессиональную охрану МВД  был передан ряд подразделений ведомственной пожарной охраны.

     С 1967 года ППО получило профсоюзное  обслуживание  работников, а  10  апреля 1967 года было принято постановление секретариата ВЦСПС  ."О профессиональном обслуживании  коллективов ППО  министерств  охраны общественного порядка союзных республик". Этим постановлением было определено, что коллективы ППО  объединяются профсоюзом работников государственных учреждений.

     С 1970 года введено всеобщее страхование работников ППО.

     Профессиональная пожарная охрана МВД  оставила  большой след в  истории пожарной службы нашего отечества и до военизации подразделений пожарной охраны  в  Республике  Беларусь весомый вклад был внесен в обеспечение пожарной безопасности именно этим видом пожарной охраны.

     В условиях  массового строительства требовался особенно тщательный надзор пожарной охраны.  Жизнь вносила свои  поправки в нормативные документы. Госстрой СССР в 1951 году утвердил новые "Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест" (Н-102-51).

     С 1962 года противопожарные  нормы  являются  составной частью строительных норм и правил - СНиП.

     Президиум Верховного Совета СССР в  1946  году  учредил нагрудный знак "Отличный пожарник". В 1970 году взамен этого учрежден нагрудный знак "Отличник пожарной охраны",  которым награждались лица рядового и младшего начальствующего состава пожарной охраны МВД, других министерств и ведомств за высокие показатели  в работе по предупреждению и тушению пожаров.

     13 октября 1957 Президиума Верховного Совета СССР издал Указ об учреждении медали "За отвагу на пожаре".

     80-е годы отмечаются всегда для пожарной охраны "черной датой" -  Чернобыльской  трагедией.  Исключительный героизм, мужество и самоотверженность проявили пожарные при  ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1986 года трем офицерам пожарной охраны  присвоено звание Герой Советского Союза.

     Трагедия 1986 года до сих пор эхом отдается на здоровье и жизни  многих  граждан  и пожарных,  принимавших участие в ликвидации аварии и особенно много пострадавших находится на территории Республики Беларусь.

     Переломным этапом  в  истории  развития пожарной охраны явились события 1991 года,  давшие начало развалу СССР и образованию независимых государств.  С образованием новых республик и государств решается и реорганизация пожарной охраны в Республике Беларусь. Этому посвящен следующий раздел пособия.

 

6.История военизированной пожарной службы

                     Республики Беларусь.

 

     После образования Республики Беларусь в  составе  стран СНГ, пожарная охрана имела структуру бывшего СССР,  а именно состояла из трех видов: военизированная пожарная охрана (ВПО МВД), профессиональная пожарная охрана (ППО), пожарная охрана министерств и ведомств (в виде добровольных пожарных подразделений и организованных пожарных подразделений).

.Эти события сказались на состояние пожарной безопасности в республике.  Только за период  1988-1992 гг.  произошло 70 тысяч пожаров, экономические потери от них составили около 60 млрд.  рублей, погибло 2210 и травмировано более 3 тысяч человек.

     В целях усиления пожарной безопасности Совет  Министров Республики Беларусь  6  мая 1993 года постановил:  создать в 1993-94 гг.  на базе пожарной охраны Министерства внутренних дел -  в военизированную пожарную службу МВД 0 (ВПС МВД) .

     В данном постановлении говорилось об условиях  создания ВПС МВД, а именно:

     - преобразовать профессиональную пожарную охрану  (ППО) городов, городских  поселков  и объектов народного хозяйства указанного министерства соответственно в ВПС МВД;

    

     Главными задачами службы определились:

     1. Тушение пожаров в городах и поселках городского типа.

     2. Спасение людей на пожарах.

     3. Государственный  надзор за обеспечением пожарной безопасности.

     4. Организация  пожарно-профилактических мероприятий на

        объектах народного хозяйства, в городах и других на-

        селенных пунктах.

     Первоначально в систему ВПС вошли:

     - руководящие  органы - Главное управление ВПС и управления ВПС города Минска и областей республики;

     - подчиненные им отряды ВПС, пожарные части и отдельные посты ВПС;

     - учебные заведения (в том числе,  ВПТУ),  научные подразделения и специальные подразделения (различных  направлений деятельности:  технического и тылового обеспечения, аварийно-спасательные отряды и др.).

     Вся деятельность вновь созданной службы осуществлялась в соответствии с законодательными и нормативными документами МВД и  республики,  а комплектование ВПС производилось в порядке, установленном для органов внутренних дел.

     Финансирование и   материально-техническое  обеспечение ВПС осуществлялось за счет государственного и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности,  отчислений от взносов по всем видам противопожарного  страхования строений и имущества организаций и граждан, добровольных денежных взносов, в том числе и в иностранной валюте.

     В таком составе ВПС МВД просуществовала до 1998 года.

     За период  с 1993 по 1998 гг.  в деятельности ВПС произошло ряд событий, которые сыграли немалую роль в формировании ВПС, как самостоятельной оперативной службы.

     Чтобы закрепить правовую основу деятельности ВПС, 15 июня 1993 года выходит Закон "О пожарной безопасности",  который в дальнейшем (в 1997 и 1998 гг.) дополняется и изменяется по некоторым положениям.

     18 мая 1994 года подписан  Указ  Президиума  Верховного Совета Республики Беларусь об установлении профессионального праздника -  День пожарной службы . По историческим сведениям, днем  организации первых профессиональных пожарных команд на территории республики принято считать  25 (13 июля по старому стилю)  1853  года   в городах Минске,  Витебске,  Могилеве и позднее других. Таким образом данная дата является официальной в Республике Беларусь.

     3 февраля 1995 года Кабинет Министров (до мая 1995  года, далее  - Совет Министров),  постановил создать государственную пожарную службу в сельской местности и на  предприятиях в городах.  Данное решение было необходимо для укрепления пожарной безопасности в сельской местности и на  различных объектах  хозяйствования  республики  независимо от форм собственности.

     4 октября 1995 года Указом Президента Республики  Беларусь N  401 в целях повышения оперативности действий в чрезвычайных ситуациях, возникающих на территории республики, до 1996 года создаются на базе ВПС МВД - пожарные аварийно-спасательные подразделения  в  городах,  имеющих   потенциально

опасные объекты и производства.

     Так шло постепенное формирование новой структуры военизированной пожарной службы.

     Стопроцентный груз работы по ликвидации пожаров, спасению людей и выполнения аварийно-спасательных функций, лег на плечи ВПС МВД.

     Современные условия начали диктовать новые требования к деятельности "службы спасения от огня".  Таким  образом,  на протяжении 1998-99 гг. планомерно решается вопрос о создании службы нового типа, способной противостоять не только огненной стихии,  но и чрезвычайным происшествиям,  авариям,  катастрофам, а также оказывать всестороннюю помощь людям.

      11 сентября 1998 года выходит Указ Президента Республики Беларусь N 442 "О реорганизации Министерства  по  чрезвычайным ситуациям" ,  в котором предписывалось выделить военизированную пожарную службу из МВД и передать  ее  в  МЧС,  а также включить в состав МЧС - Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной  энергетике  и Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС,  являющиеся республиканскими органами государственного управления.

     Распоряжением Государственного  секретаря  Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 сентября 1998 года N  147 создана комиссия по решению вопросов, связанных с выделением ВПС из состава МВД.

     Окончательно вопрос  о  выводе ВПС из состава МВД в МЧС решается с выходом  Распоряжения Президента Республики  Беларусь от 2 декабря 1998 года N 340 "Вопросы Министерства по чрезвычайным ситуациям".  Данным  распоряжением  указывалось провести следующие мероприятия:  утвердить прилагаемый акт о выделении ВПС из состава МВД,  установить общую  численность работников МЧС, в недельный срок оформить передачу ВПС в МЧС согласно установленного порядка.

     В "Акте о выделении ВПС из состава МВД" устанавливалась численность подразделений,  личного состава,  передаваемых в МЧС, а также другие реорганизационные вопросы.

     Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 года N 35 было утверждено "Положение о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь", в котором определены основные задачи, структура, руководство и функции МЧС.

Далее Указом Президента Республики Беларусь от3 марта 1999 года № 130 было утверждено "Положение о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь"

     Таким образом, пожарная служба, а точнее сказать "Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям"  на рубеже XXI  века вступила на новый исторический этап своего развития.

 

 

 

7.Порядок реорганизации ВПС МВД РБ в Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ.

 

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям РБ; порядок реорганизации, назначение, задачи, структура.

      В целях повышения эффективности предупреждения в Республике Беларусь чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий Указом Президента Республики Беларусь от 11 сентября 1998 года № 442 было постановлено:

  • Выделить из состава Министерства внутренних дел военизированную пожарную службу.
  • Присоединить к Министерству по чрезвычайным ситуациям главное управление военизированной пожарной службы и подчинить указанному Министерству областные и Минское городское управления военизированной пожарной службы, отряды, части и посты военизированной пожарной службы, пожарные аварийно-спасательные отряды и части, учебные заведения и научные учреждения военизированной пожарной службы, подразделения обеспечения, специальные подразделения.
  • Образовать Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Министерстве по чрезвычайным ситуациям, возложив на него задачи по реализации государственной политики в области защиты населения от последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС.
  • Сохранить за работниками Министерства по чрезвычайным ситуациям, которым присваиваются специальные звания, условия и порядок прохождения службы, материальное, пенсионное, социальное и иное обеспечение, установленные для работников военизиро­ванной пожарной службы Министерства внутренних дед.
  • Возложить на лечебно-профилактические учреждения и военно-врачебные комиссии Министерства внутренних дел медицинское и санаторно-курортное обеспечение работников Министерства по чрезвычайным ситуациям.
  • Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:
  • принять меры, направленные на реализацию настоящего Указа и приведение в соответствие с ним действующего законодательства;
  • представить на утверждение Президенту Республики Беларусь положение о Министерстве по чрезвычайным ситуациям и положение о прохождении службы в Министерстве по чрезвычайным ситуациям работниками, которым присваиваются специальные звания;
  • утвердить положение о Комитете по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Министерстве по чрезвычайным ситуациям;

 Основные задачи, функции, руководство и структуру МЧС определяет : Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 года № 35 "Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь"

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, защиты населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

МЧС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь,   законами   Республики   Беларусь,   декретами,   указами   и распоряжениями   Президента   Республики   Беларусь,   постановлениями Правительства Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, а также настоящим Положением.

 

 Основные задачи МЧС

 Основными задачами МЧС являются:

  • реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий), обеспечения пожарной безопасности, защиты населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  •   осуществление   государственного   надзора   за   пожарной безопасностью, безопасным ведением работ в промышленности и ядерной энергетике,   охраной   и   использованием   территорий,   подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  • организация и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • координация деятельности других республиканских   органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  •   обеспечение   функционирования   государственной   системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и государственной системы пожарной безопасности;
  • руководство органами и подразделениями по         чрезвычайным ситуациям;
  • обеспечение в пределах своей компетенции мобилизационной готовности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, выполнения задач в системе территориальной обороны Республики Беларусь;
  • развитие материально-технической базы и поддержание высокой степени боевой готовности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • выполнение иных задач по поручению Президента Республики Беларусь.

Функции МЧС

  • МЧС в соответствии с возложенными на него задачами:
  • осуществляет организационное и научно-техническое обеспечение функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и государственной системы пожарной безопасности;
  • разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о совершенствовании  законодательства  по   вопросам,   относящимся   к компетенции МЧС;
  •   осуществляет   в   установленном   порядке   международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, включая взаимные уведомления о чрезвычайных ситуациях и оказание помощи, принимает участие в разработке проектов международных договоров по вопросам, входящим в компетенцию МЧС;
  • осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах выделенных бюджетных ассигнований, вносит предложения Правительству Республики Беларусь об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также средств республиканского фонда финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и возмещение ущерба;
  • участвует в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению условий для их ликвидации, повышению устойчивости работы предприятий, учреждений, организаций;
  •   осуществляет   в   установленном   порядке   лицензирование соответствующих видов деятельности;
  •  обеспечивает осуществление  государственного  надзора  за соблюдением противопожарных требований министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами;
  • организует и проводит пожарно-технические обследования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, выдает предписания, предупреждения, заключения и рекомендации по устранению нарушений;
  • приостанавливает полностью или частично работу предприятий, учреждений,  организаций, строительство,  реконструкцию, техническое перевооружение, ремонт объектов и производство других работ при нарушении противопожарных   требований   или   невыполнении   соответствующих предписании;
  • запрещает эксплуатацию зданий, сооружений, помещении, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушением требований пожарной безопасности, а также выпуск, реализацию и использование   продукции,   не   соответствующей   противопожарным требованиям;
  • в соответствии с законодательством производит дознание и осуществляет производство по делам об административных правонарушениях;
  • осуществляет в установленном порядке согласование проектов на строительство  объектов,  по  которым  отсутствуют  противопожарные требования;
  • организует ликвидацию аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, тушение пожаров, спасание людей, координирует работу республиканских   органов   государственного "управления,   местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечивает постоянную боевую готовность сил и средств органов и подразделений но чрезвычайным ситуациям к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, организует несение гарнизонной и караульной службы в пожарных аварийно-спасательных подразделениях;
  • обеспечивает функционирование системы противопожарного нормирования и стандартизации, разрабатывает и утверждает нормы и правила пожарной безопасности, согласовывает проекты стандартов, строительных норм, правил и других нормативных документов, устанавливающих противопожарные требования;
  • приостанавливает действие нормативных документов системы противопожарного  нормирования   и   стандартизации,  противоречащих требованиям пожарной безопасности;
  •   информирует   республиканские   органы   государственного управления,   местные  исполнительные  и   распорядительные  органы, предприятия,   учреждения,   организации,   население   по   вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации и пожаров;
  • взаимодействует со средствами массовой информации;
  • участвует в разработке и реализации единой государственной научно-технической политики и области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;
  • координирует проведение научных исследований и государственных испытании в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации и пожаров, участвует в проведении данных исследовании и испытании;
  • проводит в соответствии со своей компетенцией сертификацию товаров, работ и услуг па соответствие их требованиям пожарной безопасности;
  • обобщает и внедряет в практику передовой опыт зарубежных пожарных и аварийно-спасательных служб;
  • осуществляет руководство деятельностью органов и подразделении по чрезвычайным ситуациям, оказывает им консультационную, методическую и научную помощь, осуществляет их инспектирование;
  • организует информационное обеспечение деятельности органов ч подразделении по чрезвычайным ситуациям, формирует республиканские справочные и информационные фонды;
  • обеспечивает оперативное управление силами и средствами органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (при проведении республиканских и межрегиональных мероприятии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;
  • обеспечивает эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание кадров органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, повышение их квалификации и профессиональной подготовки;
  • разрабатывает общие требования, условия и порядок прохождения службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, типовые нормативы их штатной численности, а также должностные квалификационные требования к работникам этих органов и подразделений;
  • обеспечивает правовую и социальную защиту работников и пенсионеров органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, членов их семей, разрабатывает для них комплекс профилактических, лечебных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий;
  • рассматривает в установленном порядке обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции МЧС;
  • организует и контролирует финансово-хозяйственную деятельность органов и подразделении по чрезвычайным ситуациям;
  • определяет порядок материально-технического и вещевого снабжения органов и подразделении по чрезвычайным ситуациям;
  • выполняет функции государственного заказчика на пожарную и аварийно-спасательную технику, снаряжение и вооружение, организует их разработку и производство в Республике Беларусь;
  • оказывает в установленном порядке платные услуги юридическим и физическим лицам;
  • выполняет другие функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Руководство МЧС

Руководство системой органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям осуществляет Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее  Министр), который несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Структура  МЧС РБ.

МЧС руководит системой органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее - органы и полразделения по чрезвычайным ситуациям), в которую входят:

  • МЧС (центральный аппарат);
  • областные и Минское городское управления МЧС;
  • пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты в городах, районах, на объектах;
  • учебные заведения, научные учреждения, центры, предприятия и другие подразделения, созданные в установленном порядке для осуществления задач, возложенных на МЧС.

Областные и Минское городское УМЧС Республики Беларусь.

Брестское УМЧС

Витебское УМЧС

Гомельское УМЧС

Гродненское УМЧС

Могилёвское УМЧС

Минское УМЧС области

Минское городское УМЧС

 

Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты в городах, районах, на объектах.

В целях эффективной организации первоочередных аварийно-спасательных работ при авариях, катастрофах, пожарах и стихийных бедствиях на территории РБ, Совет Министров БССР утверждает постановление от 15 мая 1991 года № 179: "О создании республиканского специализированного отряда ВПС МВД для проведения первоочередных аварийных  пожарно-спасательных работ".

Совет Министров Республики Беларусь отметил, что, несмотря на принимаемые меры, состояние пожарной безопасности на объектах народного хозяйства, в городах и других населённых пунктах продолжало ухудшаться.

Только 1988-1992 годах произошло 70 тысяч пожаров, экономические потери от них составили около 60 млрд. рублей, погибло 2210 и травмировано более 3 тысяч человек и в целях усиления пожарной безопасности Совет Министров Республики Беларусь постановил от 6 мая 1993 года № 292: создать в 1993-1994 годах на базе пожарной охраны МВД - военизированную пожарную службу этого Министерства. Преобразовать профессиональную пожарную охрану  (ППО) городов, городских  поселков  и объектов народного хозяйства указанного министерства соответственно в ВПС МВД.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 октября 1994 г. "О сборе на содержание государственной пожарной службы" и постановлениями Верховного Совета РБ от 15 июня 1993 г. "о порядке введения в действие Закона РБ "О пожарной безопасности" и от 20 октября 1994 года "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "О сборе на содержание государственной пожарной службы" Кабинет Министров Республики Беларусь постановил от 3 февраля 1995 года № 72 создать в составе ВПС государственную пожарную службу в сельской местности и на предприятиях в городах.

В целях повышения оперативности действий в чрезвычайных ситуациях, возникающих на территории Республики Беларусь, Указом Президента РБ от 4 октября 1995 года № 401, созданы в 1996 году на базе ВПС пожарные аварийно-спасательные подразделения в городах, имеющих потенциально опасные объекты и производства.

В последние годы наблюдалось систематическое увеличение количества пожаров, аварий и катастроф, влекущих за собой человеческие жертвы и наносящих большой материальный ущерб. А так же бурное развитие науки и техники, производства с применением новых синтетических материалов, усиление развитие химической, нефтяной и газовой отраслей промышленности,  технологических процессов в которых используется большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ, тенденция увеличения этажности и площадей общественных и жилых зданий, огромный размах хозяйственного и культурного строительства в республике, непрерывный рост материальных богатств нашего общества требуют осуществления эффективных мер по их сохранению от аварий, катастроф и стихийных бедствий. И для решения этих проблем, в целях повышения эффективности предупреждения в Республике Беларусь чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий Указом Президента РБ от 11 сентября 1998 года «О реорганизации Министерства по чрезвычайным ситуациям» было постановлено: выделить из состава МВД военизированную пожарную службу и присоединить к МЧС главное управление ВПС, подчинить указанному Министерству областные и Минское городское управления военизированной пожарной службы, отряды, части и посты военизированной пожарной службы, пожарные аварийно-спасательные отряды и части, учебные заведения и научные учреждения военизированной пожарной службы, подразделения обеспечения, специальные подразделения.

Сегодня в ОПЧС работает свыше 19900 человек. В республике созданы 127 ПАСО, 24 ПАСЧ и 566 отдельных постов, на вооружении стоит 3377 единиц техники, из которых 1806 автоцистерн, 107 автолестниц и автоподъёмников, 287 специальных, 814 вспомогательных автомобилей, 8344 аппарата защиты органов дыхания, 8392 единицы основных средств радио и проводной связи и все эти силы и средства могут справиться с возложенными на них задачами. Рассмотрим  современную структуру отряда специального назначения и ПАСО, ПАСЧ.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.