Пояснительная записка
Шестой день недели – суббота – является органичной частью целостной образовательной системы школы, и его организация отражается во всех видах планирования. При планировании воспитательных мероприятий шестого дня изучаются запросы учащихся, родителей, используются результаты психолого-педагогического сопровождения, проводится рейтинг проведённых мероприятий, анализируется кадровый потенциал и материально-техническая база.
Руководитель образовательного учреждения, заместитель директора по воспитательной работе, учителя-предметники, педагог-организатор, педагог социальный проектируют и создают школьную образовательную среду, в центре которой находится ребенок. Образовательная среда наполняется содержанием, соответствующим природным наклонностям, интересам детей. Содержание основывается на деятельности, способствующей развитию и формированию личности ребенка, тех духовно-нравственных, психологических, физических качеств, которые позволяют учащемуся школы строить жизнь достойную Человека.
Воспитательная работа в шестой день недели предусматривает определенное соотношение целей, содержания, форм, методов и результатов воспитательного взаимодействия. В соответствии с возрастными особенностями учащихся программой определены три ступени с доминирующими видами деятельности.
Первой ступени доминирует познавательная деятельность. Основная цель воспитательных мероприятий - воспитание здоровой, нравственной, гармонично-развитой личности, с богатым культурным и духовным миром.
На второй ступени приоритет отдаётся коллективной творческой деятельности.
На третьей ступени доминирующим видом является спортивно-оздоровительная деятельность старшеклассников.
Программа «Наша суббота» предоставляет исполнителям большую свободу для творчества.
Доступность информации для учащихся и родителей о вариантах проведения времени в субботу оформлена информационным стендом «В субботу вы можете» и на сайте школы в разделе «Шестой школьный день».
Организация выполнения программы
Реализация настоящей Программы осуществляется путём выполнений мероприятий Программы. В учреждении образования для реализации программы воспитания разрабатываются перспективный и текущий планы воспитательной и идеологической работы, утверждаемые руководителем учреждения образования.
Главной особенностью программы шестого школьного дня являются тематические субботы:
День гражданского и патриотического, духовно-нравственного воспитания (первая суббота месяца),
День пропаганды здорового образа жизни (вторая суббота месяца),
День трудового воспитания и профессиональной ориентации (третья суббота месяца),
День взаимодействия с семьей (четвертая суббота месяца).
В пятую субботу месяца (при ее наличии) рекомендуется проведение мероприятий, пропагандирующих традиции учреждений общего среднего образования, подведение итоговых результатов акций, конкурсов, соревнований, проводимых в течение месяца, четверти в шестой школьный день, и др.
День гражданского и патриотического, духовно-нравственного воспитания (первая суббота месяца)
Цель: изучение истории родного края, расширение кругозора о традициях, получение и систематизация знаний о культуре, истории и природе малой родины, Республики Беларусь
Реализация данного направления:
- посещение музеев, памятных мест Беларуси, Гомельщины;
- проведение походов по памятным местам;
- походы выходного дня;
- конкурсы по краеведению;
- экскурсии.
День пропаганды здорового образа жизни (вторая суббота месяца)
Цель: пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся ответственного отношения к собственному здоровью; развитие интереса к окружающей жизни людей и природы; воспитание культуры здорового образа жизни, вовлечение в физкультурно - спортивную деятельность
Реализация данного направления:
- участие в мероприятиях акции «Здоровый я – здоровая страна»;
«Я выбираю здоровье»;
- традиционные спортивные соревнования;
- организация работы спортивных секций и клубов;
- комплексные соревнования по народным, подвижным и спортивным играм,
лёгкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике;
- конкурсы в отдельных упражнениях (метания снежков, набивных мячей, броски баскетбольного мяча по кольцу и др.):
- Спартакиада школьников;
- День здоровья;
- мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании, СПИД;
- туристические слеты для учащихся.
День трудового воспитания и профессиональной ориентации (третья суббота месяца)
Цель: формирование представлений о профессиях, о духовно - нравственной, правовой культуре, о законопослушании, вовлечение в социально значимые проекты.
Реализация данного направления:
- профориентационные мероприятия;
- участие в благотворительных акциях;
- посещение социального приюта, дома престарелых, детей-инвалидов с целью оказания социальной помощи и психологической поддержки.
- проведение акций, мероприятий по профилактике безопасного движения,
противопожарной безопасности;
- оказание помощи по возрождению культурно - исторических мест;
- участие в трудовых акциях по благоустройству территории школы, мест захоронений погибших в ВОВ;
- работа тимуровских и волонтёрских отрядов;
День взаимодействия с семьей (четвертая суббота месяца).
- работа социально-педагогической службы;
- проведение мероприятий с родителями.
Пятая суббота месяца: проведение мероприятий, пропагандирующих традиции учреждения общего среднего образования, подведение итоговых результатов акций, конкурсов, соревнований, проводимых в течение месяца, четверти в шестой школьный день
Цель: формирование эстетической культуры, представлений о полезном досуге, создание условий для развития творческих способностей.
Реализация данного направления:
- организация и посещение художественных выставок;
- мастер- классы по различным видам искусства;
- организация и работа факультативов художественной направленности;
- участие в районных, областных, республиканских конкурсах;
- работа кружков художественно- эстетической направленности;
- выступление агитбригад;
- деятельность БРПО, БРСМ.
Мониторинг:
- занятость в школьных объединениях по интересам;
- занятость в объединениях по интересам учреждений дополнительного образования;
- количество посещений районных музеев и выставок;
- количество экскурсионных поездок;
- количество учащихся, посещающих мероприятия в шестой школьный день;
- занятость в шестой школьный день учащихся, состоящих на различных видах учёта.
Предполагаемый результат
Реализация настоящей Программы позволит:
- повысить качество воспитательного процесса;
- усовершенствовать механизмы управления процессом воспитания;
- повысить результативность воспитания на основе потребностей и запросов детей;
- повысить эффективность деятельности детских, молодёжных объединений и детского самоуправления;
- увеличить долю участия в воспитательном процессе самих детей и подростков, а также их родителей;
- повысить эффективность работы социально-педагогической и психологической службы, уровень социально-педагогической защиты и психологической поддержки обучающихся;
- повысить эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодёжи за счёт организации их максимальной занятости, расширить возможности социума и школы для организации работы с детьми и родителями.