Единый урок, посвященный Неделе родительской любви
Примерная матрица единого урока, посвященного Неделе родительской любви,
для учреждений общего среднего образования
Целевая установка: формирование представления о семье и семейных ценностях как основе общества; воспитание чувства любви и уважения к родителям.
Методическая установка:
Предложенная матрица единого урока является примерной, при ее реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, особенности и традиции учреждения образования.
В помещении, в котором будет проходить урок, может быть оформлена выставка книг соответствующей тематики, рисунков «Моя семья», фотовыставка «Мои любимые родители», «История моей семьи», «Вся семья вместе – и душа на месте».
Структурный компонент единого урока |
Содержательный компонент единого урока (1-4 классы) |
Содержательный компонент единого урока (5-8 классы) |
Содержательный компонент единого урока (9-11 классы) |
Вводный этап |
Педагог напоминает учащимся о том, что ежегодно 14 октября в Республике Беларусь отмечается День матери, а в 2022 году установлен новый праздничный день – День отца, который отмечается 21 октября[1]. В промежутке между этими датами отмечается Неделя родительской любви. Педагог акцентирует внимание учащихся на значении родительской любви и семейных ценностей в жизни каждого человека. В Республике Беларусь поддержка семьи является национальным приоритетом. Семья выступает важнейшим источником формирования и развития личности, воспроизводства человеческого капитала, накопления и передачи традиций, духовных и нравственных ценностей. https://president.gov.by/ru/belarus/social/zashhita-naselenija/podderzhka-semi Педагог акцентирует внимание учащихся на поддержке государством института семьи. Более подробную информацию учащиеся 8-11 классов получат 26 октября 2023 года в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») на тему «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания). Учащимся предлагается выполнить задание «Незаконченное предложение» (Приложение 1) |
||
Основной этап |
Беседа «Что такое семья? Что объединяет членов семьи?» Задание «Важное слово» Конкурс «Наш семейный фотоальбом» Задание «Обсудим» (Приложение 2) |
Беседа о родительской любви на основе анализа стихотворения В. Берестова (Приложение 3) Работа в группах «Семейные ценности» (Приложение 4) |
Задание «Дом мечты»: 1 этап «Мудрые мысли о семье» 2 этап «Заповеди семейного счастья» (Приложение 5) |
Заключительный этап |
Продолжить фразу о семье: Мне радостно, когда ... Мне грустно, когда ... Я люблю ... Я хочу … Педагог предлагает учащимся нарисовать портрет, написать эссе, стихотворение или сфотографировать своих родителей и организовать выставку под общим названием «Родители глазами детей». На странице класса в соцсети организовать фоточеллендж #ВМЕСТЕСРОДИТЕЛЯМИ, разместив свои фотографии с родителями. Задание «Полезные советы (лайфхаки) для родителей и детей» (Приложение 6) Задание «Ромашка с пожеланиями» (Приложение 6) |
Приложение 1
Задание «Незаконченное предложение»
Учащимся предлагается продолжить предложение.
Семья – это…
Я думаю, что счастливая семья – это…
Семейные ценности – это…
Традиции семьи – это…
В моей семье принято...
Приложение 2
Беседа «Что такое семья? Что объединяет членов семьи?»
Педагог предлагает отгадать загадку:
У меня есть мама.
У меня есть папа.
У меня есть бабушка.
У меня есть дедушка.
У меня есть брат.
У меня есть сестра.
А у них есть я!
Вместе мы – …
Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Семья – это семь «Я». Педагог предлагает учащимся подобрать семь слагаемых счастья любой семьи. Например, «Я» – большая, «Я» – дружная, «Я» – творческая, «Я» – крепкая, «Я» – трудолюбивая, «Я» – уважаемая, «Я» – спортивная.
Вопрос для обсуждения: Что объединяет членов семьи?
Задание «Важное слово»
Педагог рассказывает учащимся притчу.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то.
Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано несколько раз одно и то же слово…
Вопрос для обсуждения: Как вы считаете, какое слово мог написать глава семьи?
Педагог предлагает выполнить задание: Каждая команда – это семья. А у каждой семьи должен быть свой дом. На столах у каждой команды лежат домики. Необходимо на крыше домика написать качества, которые позволяют семье жить в любви и согласии (например: верность, забота, взаимопонимание, уважение, терпение, дружба, прощение, милосердие, чувство долга).
Конкурс «Наш семейный фотоальбом»
Учащиеся приносят на урок семейные фотографии и готовят небольшие рассказы о своей семье.
Примерный план рассказа: Чем занимаются родители? Хотите ли вы стать похожими на них? Почему? Какие качества в своей маме (своем папе) вы цените больше всего?
Задание «Обсудим»
Педагог предлагает послушать рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Седьмая дочь», вдуматься в его смысл; определить, на что хотел обратить внимание автор.
Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.
Когда она вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.
– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.
– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.
– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.
– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.
А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матери обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.
https://lit-ra.su/vasiliy-suhomlinskiy/sedmaya-doch/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.by%2F
Вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, что для мамы было дороже: красивые слова или добрые дела?
- Как вы думаете, что могла бы каждая из дочерей сделать для мамы?
- Чем вы можете отблагодарить свою маму за ее материнскую любовь и заботу?
- Какую главную мысль заложил автор в свое произведение?
- Почему автор именно так назвал свое произведение? А какое название вы можете предложить?
Педагог предлагает послушать отрывок из стихотворения Самуила Маршака «Хороший день».
Вот портфель, Пальто и шляпа. День у папы Выходной. Не ушел Сегодня Папа. Значит, Будет он со мной. |
Что мы нынче Делать будем? Это вместе Мы обсудим. Сяду к папе На кровать – Станем вместе Обсуждать. |
https://rustih.ru/samuil-marshak-xoroshij-den/
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете название «Хороший день»? Для вас какой день хороший?
- Кто остался дома? Почему?
- Почему мальчик решил, что папа дома?
- Как думаете, мальчик с папой часто обсуждают планы на выходной?
- А вы любите, когда выходной и мама с папой дома?
- Чем вы обычно занимаетесь вместе с папой?
- Чему научил вас папа?
Приложение 3
Беседа о родительской любви на основе анализа стихотворения В. Берестова[2]
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь, до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вопросы для обсуждения:
- Какова роль родителей в вашей жизни?
- Как вы понимаете смысл строк стихотворения «И эта любовь, до конца твоих дней останется тайной опорой твоей»?
- Как вы думаете, что лежит в основе крепкой семьи?
Приложение 4
Работа в группах «Семейные ценности»
Класс делится на несколько групп. Педагог предлагает учащимся ознакомиться с раздаточным материалом и выбрать те качества (ценности), которые будут определять материнское начало и отцовское начало в семье.
Качества: ласка, нежность, бескорыстная любовь, строгость, великодушие, воля, терпимость, трудолюбие, доброта, требовательность, прощение, забота.
Учащиеся обсуждают в группах, выбирают выступающего и представляют результат (результат может быть оформлен в виде плаката, сообщения и др.).
Важно! В процессе обсуждения результатов учащиеся приходят к выводу, что эти качества сложно отнести только к материнскому или только к отцовскому началу. Данными качествами должны обладать оба родителя.
Приложение 5
Задание «Дом мечты»:
1 этап «Мудрые мысли о семье»
Учащиеся передают друг другу коробку с карточками, на которых записаны высказывания великих людей, белорусские и русские народные пословицы о семье и воспитании. Зачитывают и обсуждают их смысл.
Например:
- «Семья всегда будет основой общества» (Оноре де Бальзак)
- «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А. Сухомлинский)
- «Цените своих родителей – они единственные, кто не оставит вас в любой сложившейся ситуации» (Омар Хайям)
- Что волк делает, то и его волчонок (бел. нар. пословица)
- И сова хвалит своё дитя (бел. нар. пословица)
- В семье три четверти счастья человека, а в остальном едва ли четверть (рус. нар. пословица)
- В семье любовь да совет – так и нужды нет (рус. нар. пословица)
- Семья – печка: как холодно, все к ней собираются (рус. нар. пословица)
- Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус. нар. пословица)
2 этап «Заповеди семейного счастья»
Педагог предлагает учащимся вывести «Заповеди семейного счастья» и записать каждую заповедь на отдельном небольшом листке бумаги, который будет символизировать кирпич будущего дома. Далее педагог предлагает построить «Дом мечты», закрепив листочки на доске с помощью магнитов. Таким образом из кирпичиков, на которых записаны «Заповеди семейного счастья», получится «Дом мечты».
Приложение 6
Задание «Полезные советы (лайфхаки) для родителей и детей»
Совместно создать полезные советы (лайфхаки) для членов семьи. Для этого надо вспомнить, какие интересные задумки, приспособления есть в вашей семье, которые помогают сделать что-то быстро, увлекательно, интересно и т.п. Советы можно разместить на страничке класса в соцсетях.
Задание «Ромашка с пожеланиями»
Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, лист бумаги формата А4.
Педагог предлагает учащимся изготовить ромашку и написать пожелания всем членам семьи на лепестках.
[1] Указ № 198 подписал 9 июня 2022 года Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Документом внесено изменение в Указ № 157 от 26 марта 1998 года «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-198-ot-9-iyunya-2022-g
[2] Берестов, В. Избранные стихотворения / В. Берестов. – СПб : Вита Нова, 2023. – 224 с.